Льюис (или) Кэрролл?

Оригинальная «Алиса» хороша прежде всего тем, что там никто не спасает мир.  И что там, по большому счету, вообще никто ничего не спасает (ситуация совсем не типичная для сказок, и уж тем более — для Голливуда).

«Алиса»  Кэрролла — это история-грёза. «Алиса» Бёртона — махровая эпопея. У сновидения свои законы, у героического эпоса — свои: тут как с конем-тяжеловозом и трепетной пушкинской ланью: в одну телегу их впрячь не можно. Злопастный Брандашмыг — это злопастный Брандашмыг, а грозно рыкающая мохнатая туша с ящеричным хвостом — всего лишь очередное фэнтезийное чудовище. Точно так же и Бармаглот, едва только он приобретает драконье (да и вообще хоть какое-то) обличье, автоматически перестает быть Бармаглотом. Знатоки, конечно, не преминут заметить, что бёртоновский Jabberwocky ну просто жуть как похож на джон-тенниеловского.  Наблюдение очень верное. Да, так оно и есть: Тенниел напортачил первым. Бармаглотов ни в коем случае нельзя овеществлять.

Бармаглот (Jabberwocky) - рис. Дж. Тенниела Бармаглот (Jabberwocky) - кадр из фильма Т. Бёртона
Бармаглот (рис. Дж. Тенниела) Бармаглот (кадр из фильма Т. Бёртона)

Сон освобождает от диктата материального; со временем и пространством он творит самые неожиданные и забавные вещи. Эпопея, наоборот, телесна и пространственна, она — вечная раба материи. Чтобы злодею в финальном поединке можно было отрубить голову, у него, во-первых, должна быть в наличии голова, а во-вторых (к вопросу о Чеширском Коте), всё остальное (на чем эта самая голова будет надёжно сидеть).

Это аксиома.

Недаром бёртоновская Алиса целых полфильма никак не может определиться: сон или реальность?! Те, кто еще не удосужился сходить в кинотеатр, догадайтесь: какой из вариантов ответа окажется правильным?

Разумеется, снять тысяча первую экранизацию классического текста ой как нелегко. Все ждут от режиссёра нового, оригинального прочтения; при этом нарочитое отклонение от первоисточника воспринимается как дерзость, нарочитое следование ему — как показатель творческого бессилия. Но, сдается мне, что, пытаясь изо всех сил избежать слишком уж интимного едиения с Кэрроллом, создатель «Алисы-2010» попадает, как из огня да в полымя, из одной банальности в другую, а именно — прямиком в объятия к Льюису.

Что-то подозрительно знакомое чудится во всех этих латах, мечах и псовых погонях. Нет, нет! Безусловно, отличия налицо! Прежде всего, не волки, а пёс (к тому же в глубине души сочувствующий правому делу). Королева красная, а не белая (это чрезвычайно важно!). Мистера Тумнуса, пригревшего девочку-освободительницу из другого мира, зовут как-то иначе, и еще у него очень эффектная шляпа. Его, конечно же, берут в плен, но не замораживают (к чему бы это?). Замок, кстати сказать, тоже не ледяной (странно!). Отважный мыш Рипичип, по-видимому, сменил пол. Теперь он откликается на сладкое имя Соня, но шпагой владеть не разучился (это радует). Что же ещё? Ну да: не христианский эпос (как «Хроники Нарнии»), а обыкновенный блокбастер.

Но стоило ли, собственно говоря, менять шило на мыло: Кэрролла на Льюиса, а сновидение на эпопею? Вопрос сугубо риторический.

Едва ли у жутковатой «Фантасмагории»  Мэнсона, которая должна выйти на экраны в этом году, есть шанс потягаться с гламурной  бёртоновской «Алисой» за звание любимца публики. Но то, что она будет куда более в духе оригинала и при этом куда более оригинальна, чем нынешняя премьера, едва ли вызывает сомнения.

См. также:

Алиса в 3D-сятом царстве

Элис / Эллис – лучшее имя-псевдоним: для переводчика «Цветов зла» или для кельтской девочки Эмили Бронте. Мы любим мальчика Элиса Г. Тракля и мальчишку из будущего Алису Селезнёву (Наташу Гусеву в советской больничной пижаме, с короткой стрижкой, костлявым телом и легендарными глазами). Alex пишет о побеге Элис(а) – трансгендера из-под венца в поисках меча. Голубая Алиса с постеров скоро облачится в сияющие латы и станет девой д`Арк. Помните Милу Йовович в фильме Люка Бессона – белобрысого Жана в доспехах? Стоит девочке предстать в чешуе, как жар, горя, и мы видим перед собой СЭРА-РЫЦАРЯ? В 1590-1596 годах в Англии вышла поэма главнее трагедий Шекспира – «Королева фей» Эдмунда Спенсера. Вот что пишет К. Палья:………………

Настоящий Алиса – такой славный мальчишка!

Кажется, череда неоднозначных с точки зрения гендерных характеристик главных героев из единичных завуалированных всполохов превратилась наконец в жирную красную линию, а кинематограф радостно встретил 2010 год аж тремя фильмами, переосмысляющими классическое литературное наследие. Это «Шерлок Холмс» с преувеличенной нежностью отношений Великого сыщика и его друга Уотсона, это «Дориан Грей» со сценой, от которой мужчины в зрительных залах взрываются бурей негодования, теперь вот – «Алиса в Стране Чудес»…………..

«Алиса в стране чудес» — еще одно вкусное пирожное Тима Бертона

Сказка Льюиса Кэрролла об Алисе и так известна, как одна из самых чудливых и странноватых книжек. Но еще страньше она стала, когда известный сказочник Голливуда режиссер Тим Бертон решил взяться за эту историю. Смесь таких своеобразных и самобытных сказочников, как Бертон и Кэрролл, равносильна тому, чтобы поднести спичку к фейерверку: все вокруг озарится тысячами ярких звезд – брызгами фантазии, ярких идей находок, искрометных фраз и диалогов, фонтанами чудес, калейдоскопом эмоций. Очень опасно, но эффектно………………..

5 comments for “Льюис (или) Кэрролл?

  1. 19.03.2010 at 17:21

    Технический аспект.
    Исчезло около 70% языковой игры, так словно это демоверсия книг(и). Утрированная ориентация на простоту и понятность ставит фильм в рейтинг «Э» (что-то вроде «Элвин и Бурундуки»).
    «Модного безумия» так и не обнаружилось. Шляпника иначе как «Мямля» (из всем известной ленты Гая Ричи)назвать не могу. Мартовский заяц — типичный кофеист — это не новость в наше время; все 3D сводится к тому, что каждый 10 минут в зрителя тыкают вострым копьем / бросают грязной чашкой. Общая картинка, может быть, и выглядит аппетитно, но срок годности безе 12 часов. То есть, если бы фильм вышел в 2007, о нем действительно можно было бы говорить с наблюдаемым пафосом.

  2. Сергей Демченков
    22.03.2010 at 03:22

    Кстати, к вопросу о телесности и эпопейности.
    Снимать в 3D сновидения — затея не из лучших. Уже сам выбор формата не оставляет Бёртону никакого выбора: либо в кэрролловском странно-чудесном Зазеркалье, либо — в 3D.
    А вот с эпопеями — всё с точностью до наоборот. Тому же «Властелину колец» трехмерность была бы очень даже к лицу…

  3. Alex
    25.03.2010 at 08:56

    Значит, все ждём «Алису» Мэнсона. Этот фрик снимает жуткие вещи (его клипы — гимн психоделизму и транквилизаторам), но в качестве сравнения будет крайне интересен.
    Хотя есть у меня сомнения относительно его «сказочности». Эпично не будет, конечно. Будет жутко и фантасмагорично — таких снов врагу не пожелаешь.

  4. 26.03.2010 at 19:11

    Мэнсон будет делать еще более по мотивам Американа МакГи, если можно так выразиться. И все ждут от него этого, а как было бы интересно посмотреть на «нормальную» дримвейную его работу. По поводу «Властелина Колец» даже не знаю,мне такое зрелище было бы не по душе.

  5. Виктор
    17.08.2011 at 20:31

    Согласен с автором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.