«Нити»

Мне ведома существующая натянутая нить,
на которой держатся живые существа, и ведома
мне нить нитей, которая есть великий Брахман.
(Атхарваведа X, 8,38)

Когда датский режиссёр Андерс Рённов Кларлунд совершал очередной перелёт в комфортабельном самолёте, он задумался над тем, как бы выглядел мир, если бы люди были связаны с небом нитями наподобие марионеток. Так зародилась идея фильма «Нити», который вышел в 2004 году. Родина Кларлунда всегда славилась искусными кукольниками, и этот факт органично вплёлся в культурологическую парадигму фильма. Он стал его лейтмотивом, канвой и связал простенький сюжет в духе «Покахонтас» с более глубоким прочтением происходящего на экране.

Начать нужно с того, что все роли в этом поистине оригинальном фильме исполнили марионетки – деревянные куклы, наделённые сознанием (ничто людское им не чуждо) благодаря небесным нитям, спускающимся с неба. По существу, вокруг этих нитей и обращается вся культура «людей»: таинство рождения, таинство любовных уз, таинство смерти и погребения. Они представляют собой визуальное воплощение той связи человеческого сознания с Универсумом, которое испокон веков акцентируется в теологических практиках – как экзо-, так и эзотерических. В основе любого религиозного мировоззрения лежит понятие о некой связи, реализующейся между богом и человеком. Эта связь может быть представлена через различные архаические материи – дерево, лестницу, гору, верёвку – но суть имеет одну и ту же: связующая вертикаль, осуществляющая взаимодействие человеческого и божественного. Образ верёвки или невидимой нити, связывающей человека с высшими мирами, служит для выражения исключительного положения человека, индивидуум сообщается с небом и богами, а следовательно, он избран богами и призван к культовому служению. Об этом говорили античные мыслители, восточные и западные философы, это же кратко изложено в работе Мирчи Элиаде «Мефистофель и андрогин» в главе «Нити и марионетки». С их помощью можно говорить о фильме «Нити» как об альтернативном конструкте нашей действительности, который по существу также включает в себя ровно три жизнезамыкающих реалии: рождение, любовь и смерть.

Таинство рождения. Ему в фильме отведено особое место, даже более сакральное, чем может показаться на первый взгляд. Оно отсылает нас к эзотерическому представлению о созидании миров демиургом. Произведя на свет не-живую материю, демиург нуждался в ком-то, кто вдохнул бы тот самый дух божий в вылепленных из глины людей. Этой дароносицей стала ни кто иная, как София – женская ипостась демиурга. Аналог этому мифу встречается в «Нитях» в качестве обыкновенного процесса появления на свет нового существа. Мужчина, будто папа Карло, выстругивает из дерева малыша, делает куклу, оставляя специальные отверстия, куда впоследствии будут прикреплены тонкие как волоски младенческие нити. Они уже звучат в волокнах нитей матери и только ждут положенного часа, чтобы отсоединиться и вдохнуть искру божественную в безжизненный кусок дерева, оживить марионетку, сделать её похожей на человека. Такая прямая связь с Высшим определяет большую близость марионетки, нежели человека, к Богу, а непорочность созидания новой жизни подчёркивает её вычищенность от всего плотского, но также и от свободного сознания. О двояком положении марионетки говорит М. Элиаде: «Образы нити <…> амбивалентны: они отражают как привилегированное положение (соединение с Богом, связь с космическим Urgrund), так и положение жалкое, трагическое (человек оказывается прикованным к чему-то, его существование обусловлено, предрасположено и т.д.). И в том и в другом случае человек не свободен».
И после рождения творение остаётся связано с Творцом: оно соединено с ним пуповиной. Это означает, что ни миры, ни существа не «свободны» и не могут ими быть. Они не могут приходить в движение по своей собственной воле. Жизнь в них поддерживается благодаря той нити, что соединяет их с Творцом. «Жить» означает, таким образом, быть «сотканным» таинственной силой, что соткала Вселенную, Время и Жизнь, или же – быть соединённым невидимой нитью с самим Богом. И в том и в другом случае «жить» — значит зависеть от кого-то другого, быть им обусловленным.

Таинство любви. Помимо связи марионетки с богом в фильме представлена и таинственная связь кукол друг с другом. Марионетки мира «Нитей» имеют поразительную способность чувствовать близких им существ даже на расстоянии, они верят в священный, нерасторжимый союз их нитей наверху (сравни с людской поговоркой: «браки заключаются на небесах»), в астральное единство физически разобщённых душ. Если судить по исследованиям д-ра Г. Кэррингтона и Сильвена Дж. Мальдуна, существуют люди, которые обладают способностью чувствовать нечто вроде нити, связывающей физическое тело с тонким (астральным) телом. С. Дж. Мальдун утверждает, что существует некая очень гибкая струна или астральная нить, соединяющая голову астрального тела с головой тела физического. В фильме нити марионеток откликаются на духовное родство особой музыкой натянутых струн* , как эоловы арфы на ветру. Тайным знанием чувственного порядка в фильме наделены преимущественно женщины. Именно они – сестра главного героя Джина и его возлюбленная Зита – выражают простыми словами великую истину.
Джина: «Наши нити соприкасаются на небесах, его нити с моими. Так, словно на нитях моих исполняют самую прекрасную музыку. Они будто дрожат. <…> Некоторые люди связаны навечно: как Хаул и я, как человек, потерявший руку, и раб, давший ему новую».
Зита: «Видишь ты конец своих нитей? <…>Я заканчиваюсь там, где начинаешься ты, и наоборот. Все мы связаны друг с другом».

Таинство смерти. Являясь своего рода жизнеобеспечивающими пуповинами, нити представляют собой обязательное условие существования марионетки как живой, самосознающей креатуры. Разрыв любой нити приводит к параличу, омертвению деревянных членов, разрыв золотой головной нити – к скоропостижной смерти. Китайский мыслитель Чжуан Цзы утверждает, что «древние описывают смерть как результат ослабления натяжения нити, на которую Бог подвесил жизнь». В Индии же считают: когда наступит Конец Света, струны ветров будут обрублены; точно так же неоплатоники склоняются к мысли, что смерть физического тела провоцируется обрывом астральной нити.
Умерщвление противников с помощью особо загнутого клинка, предназначенного для перерезания нитей, массовый их поджог во время великой битвы, казнь на площади, суицид посредством обрыва головной нити – всё это самовластные попытки прекратить существование, очень человеческие и даже богоборческие. Однако есть в фильме единственная смерть, как говорят, от естественных причин. Ветхий вождь, сказав напутственное слово, погибает – с тёмного ночного неба падают нити, перерезанные где-то наверху невидимой уверенной рукой Кукольника-Кукловода. В его многих руках – миллионы нитей, и он волен обрезать их в любой момент. Таким образом, смерть можно рассматривать как освобождение от божественной воли, чем и стал похоронный обряд прощания с безжизненной куклой, бывшей когда-то марионеткой-человеком Джиной, особой королевских кровей. Словно белоликая Офелия, уплывает она в иномирье на плоту, украшенная цветами и лентами, и её ручная птичка, так тщетно пытавшаяся взлететь на протяжении всего фильма, сбрасывает, наконец, божественные контакты и, используя свой скрытый механизм, поднимается в воздух. Подразумевая под птицей освобождённую душу Джины-Офелии, можно говорить о её теперешней абсолютной свободе, которая, однако же, не столь сладка, как кажется на первый взгляд: за тотальной свободой следует тотальное одиночество, когда нет больше связей с кем бы то ни было, даже с богом. Финал, таким образом, становится отправной точкой для нашего человеческого мира, утратившего былое натяжение божественных нитей и слепо пытающихся ухватить их концы. Переход к механистической матричной структуре являет собой ущербное, обречённое на провал явление в человеческой культуре.

_______________________
* В оригинальном варианте название фильма «Нити» звучит как «Strings». Слово string в английском языке, помимо значения «нить», может переводиться как «струна».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.