Секрет Келлов

Природа – это мастерская Создателя,
храм – это мастерская архитектора,
стихотворение – это мастерская поэта.
О.Э. Мандельштам.

Ирландский мультфильм «Секрет Келлов» нетипичен для современной мульт-индустрии — он подчёркнуто двухмерен и слишком символичен. Однако стоит отдать должное художникам: они выполнили каждый кадр по академическим законам заполнения пространства. Виртуозно выписана каждая мелкая завитушка, а кельтские узоры причудливой вязью обрамляют действо — картинка похожа на фреску или гобелен. Стиль, в котором создан «Секрет Келлов», работает на сюжет и особый колорит мультфильма.

В IX веке Ирландия уже была христианизирована, поэтому способом отражения набегов диких норманнов стали высокие стены и истовая молитва. Аббатство усиленно готовится к осаде с подачи настоятеля Келлаха, который совершенно закономерно для того времени придерживается затворнического существования и не выпускает за пределы сакрального круга своего двенадцатилетнего племянника  Брендана. Однако в аббатство приходит странствующий монах Эйдан, бежавший от норманнов с острова Ионы, лгендарный иллюстратор не менее легендарной Книги, содержащей четыре Евангелия и расписанной затейливыми кельтскими узорами. Именно Эйдан становится учителем для маленького Брендана, который с головой уходит в мир природы, живописи и красоты. Но мистериальный обряд становления мальчика как мужчины предполагает некоторые трудности — реальные противники и метафизические страхи, гнездящиеся в нем самом.

Мистерия начинается со слов «ходока» Эйдана: «В Лесу ты научишься больше, чем где-нибудь еще». Имеется в виду, что именно в природе можно найти вдохновение и именно она божественна. С точки зрения христианства, Эайдана можно назвать язычником, еретиком, но в те времена (тем более, в Ирландии) вера позволяла монахам заниматься по истине алхимическими изысканиями (процесс добывания чернил из ягод), а также мирно соседствовала с кельтской мифологией, которая пышно обрамляла религию подобно узорной вязи, что заключает в свою раму текст Священного Писания.

Аббат Келлах видит Лес только как средоточение опасности, однако Лес этот вовсе не так страшен, хотя способ проникновения в его сокровенную суть — еще один элемент обряда. В кельтской мифологии границы между мирами размыты и проницаемы, так что неофит Брендан не замечает перехода. К тому же, с ним верный медиум — кот Пангур Бан: считается, что кошки живут во всех мирах одновременно. В Лесу Брендана ждет новый проводник — жительница «иномирья» Эшлин. Её можно назвать лесной феей, эльфом или банши, она последняя из рода Туата Де Дананн, потомок бессмертной человеческой ветви, избежавшей грехопадения.

Эшлин знакомит Брендана с лесом как с чудесной колыбелью жизни, как с источником вдохновения, она доказывает ему, что ее Лес – такое же произведение искусства, как и его Книга, а грань между мирами тонка и зыбка. Кельтская мифология уникальна, только в ней одной нет представлений о мире мёртвых, у кельтов никто не уходит окончательно, лишь плавно перетекает из одного мира в другой. Эшлин наглядно демонстрирует проницаемость границ, когда «убивает» своим пением кошку, превращая тем самым ее в бесплотный дух, чтобы высвободить Брендана из западни, а потом возвращает к жизни.

Сакрализация пространства в мультфильме видна вооруженным Кристаллом глазом: аббатство очерчено в круг, отгорожено от леса, в его центре – высокая башня, ось, на которой держится конструкт. Аббат Келлах – архитектор, возводящий стену, чтобы оградиться от внешнего зла, он умеет действовать только в этом направлении. Брендану же предстоит победить зло внутреннее, собственный страх. Научившись многому не только у Эйдана, но и у своего сурового дяди, Брендан поступает так же, как и Келлах: он заклинает ужасного Крома Круаха, огромную змею, в белый круг, где Кром сам себя и сжирает. Подобно той самой мифологической и даже алхимической змее, кусающей собственный хвост, Кром Круах – природная вечная самость, вбирающая в себя собственную самость, хаос, разрушающий сам себя. Это воплощение тёмной стороны природы, ее бессмысленная беспощадность и жестокость. Оно угловато, геометрично, агрессивно, в то время как природа феи Эшли – круги, спирали и изгибы. Обуздание тёмного начала природы с помощью светоносного искусства – непременный акт, который предстоит совершить Брендану. Как сказал Ницше, нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Глаз Крома – Кристалл, осуществляющий роль замочной скважины, сквозь которую можно заглянуть в инобытие.

На фоне передовых, собирающих полные залы мегамозгов и рапунцелей «Секрет Келлов» являет собой нечто разительно отличное от популяризированного 3D-формата. Пока основной потоковый мультипликационный рынок штампует продукт с клишированным сюжетом и выпуклой, реалистичной графикой, ирландцы, французы и бельгийцы, не мудрствуя лукаво, создают шедевры, вкладывая в них огромный культурный пласт, символику и философию, народные поверья и религиозные противоречия.

1 comment for “Секрет Келлов

  1. 02.03.2011 at 07:54

    Насчёт клишированных сюжетов современных мультиков — истинная правда. Шрек в своё время здорово ударил по мозгам и с тех пор от говорящих и прикалывающихся животных нет отбоя. Скучно!
    Нужно будет посмотреть «Секрет…».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.