Алхимическое варево Аронофски

Чёрный лебедь / Black Swan
Режиссер: Д. Аронофски
2010

(Попытка сплава в котле вечного вопроса о мучительной алхимии искусства)

Нынче мода на хирургические вмешательства в классику. Сонаты и куски симфоний можно услышать в автобусе на рингтонах сотовых; в колонках, искажённые диджейскими манипуляциями; в туалетах модных ночных клубов… Однако то, что творит Даррен Аронофски с балетом «Лебединое озеро», выпадает из этой модной тенденции, как пазл иного формата. Более тонкий, нервный, монохромный и обладающий притягательностью другого измерения.

Анна Павлова - "Умирающий лебедь"

Как измерить совершенство? Есть ли некая незримая шкала, которую можно приложить к идеальному образу или к актёру, воплощающему этот образ? Наверное, есть. И любой другой режиссер без труда нашёл бы ответ на этот вопрос.  Мы бы получили мощный триллер, или молодёжную эротизированную драму, или строгий артхаус без единого лишнего метра пленки. Но в данном случае получилось нечто большее – и неоднозначное. В этом маэстро Аронофскому помогли Клинт Мэнселл, Натали Портман и, конечно, наш удивительный трагический композитор.

Многим покажется странным, как эссенция автора саундтрека к «Реквиему по мечте» могла удачно соединиться с эликсиром Чайковского. Однако сочетание вышло на редкость причудливо прекрасным. Трагизм и мука одного перетекают в задумчивую меланхолию другого, подобно настроению главной героини. И ей есть отчего метаться: коктейль из малосовместимых компонентов неизбежно дает побочный эффект. Однако этот эффект – ничто в сравнении с воплощённым Идеалом искусства.

Ульяна Лопаткина - Одетта

У.Лопаткина - Одиллия

Когда-то герой фильма «На игле» беззаботно (лишь на первый взгляд!) уверял нас: будь спокоен, тебя взвесили, измерили и признали негодным. Здесь же попытка взвесить и измерить совершенство оборачивается алхимическим провалом, взрывом. Однако новый элемент рождается-таки в руках умирающего творца! При этом даже удивительно, что в самом процессе сплава, пусть и мучительном, режиссёр никого не убил и даже почти не покалечил, по своему обыкновению. Галлюцинации героини и стоптанные до кровавых мозолей ножки – оборотная сторона аполлонического балетного тела — не в счёт.

 

«Царская водка», которую намешивает в своём внутреннем стаканчике Нина, чудовищна и немыслима. Зачем вгонять себя в такие тёмные закоулки бессознательного? Просто расслабься, займись любовью с кем-нибудь, хоть с подружкой, сходи на дискотеку. Ну и, конечно, о танцевальной технике не забывай. Однако ломка психики происходит колоссальная. И дело даже не в легко считываемых психоаналитических мотивах (материнское давление, «я бросила карьеру ради тебя», инфантильность, розовый коленкор в спальне, запретные плоды и прочее), а в попытке одним махом объять светлую и тёмную стороны сущего. В этом и кроется причина раздвоения личности главной героини фильма.

Есть ещё маленькая булавочка, за которую сразу цепляется пытливый зритель, – подмена идеала – идолом. Малютка Нина почему-то свято верит, что настоящее Совершенство воплощено в её предшественнице, «принцессе» Тома – Бет. Нина красит губы украденной у Бет помадой, глядя в чёрный провал окна в поезде метро. А в это время принцесса прыгает под машину, чтобы навсегда увязнуть во тьме. Однако и сломанный идол (как фигурка из музыкальной шкатулки) продолжает мутить разум примы, навевая пёстрые грёзы в алхимическом сосуде сознания.

Однако, если внимательнее рассмотреть эту зацепку, нетрудно увидеть, что поклоняется девушка вовсе не Бет, а скорее зеркалу в гримёрной. Очевидно, видя в нем своё отражение. Вещи, украденные у предшественницы, становятся предметами культа, средством инициации в тайное зазеркальное пространство – место поклонения идолу. Получается, что идол – ты сам, только зазеркальный, глянцевый, украшенный гримом и блёстками, запудренный, завуаленный. Именно поэтому финальный сплав, соединение тёмного и светлого начал стали возможны лишь после ритуальной борьбы героини со своим отражением, когда зеркало разбивается и происходит убийство идола осколком. Реализован парадоксальный принцип: мой враг – мой идеал.

Как оказалось впоследствии, на самом деле Совершенство спрятано внутри, в борьбе монохромов. Понадобилось даже вскрыть коробочку тела, чтобы извлечь его наружу. Изранить себя обломком зеркала, чтобы обострить чувства и преодолеть всё, даже саму жизнь.

Примечательно имя главной танцевальной конкурентки – Лили. Поначалу мне даже откровенно послышалось «Лилит». А потом она лишь подтвердила это первое впечатление своей пластикой и поведением. Слои реальности и фантазии Нины перемешиваются очень разнообразно, однако фатальную сущность Лили она распознала мгновенно. Как раз тогда, когда искала в окне метро своё отражение, а нашла его сделанным из плоти и крови в другом конце вагона.

Замечательная Натали Портман, как никто другой, правдоподобно воплощает образ инфантильности, девственного разума, мечущегося между двумя полюсами. Она, точно алхимик, надевает свой колпак и не знает, что получится в результате опыта – груда чёрной золы или волшебный эликсир.

"Чёрный лебедь"

Заслуживает внимания и Вайнона Райдер в роли разбитой балеринки, низвергнутого идола, разрушающего самое себя. Всего 10 дней съемок, но какие весомые эпизоды! Если Лили воплощает тёмную, плотскую сторону, то Бет – проигравшийся в борьбе между светлым и тёмным, запутавшийся в сетях игрок-мушка, который не хочет дожидаться злорадствующего паука и ломает себя. Впрочем, в некоторой дозе «самоломание» оказывается конструктивным и для Нины (что немаловажно).

Матушка Нины – также субъект весьма примечательный. Она, как Медея, охраняет свою малютку от злых чар и в целях защиты готова искромсать ножничками и её, и всё вокруг. Главное её оружие – маникюрные лезвия, которыми она ловко вырезает картинки в своей страшненькой комнате. Коллажи из фигурок и лиц, развешанные по стенам, вызывают панические припадки у дочки. Она боится заходить в этот чертог «медейки», однако за его пределами смеет сомневаться в безогправоте матери, защищающей её от тлетворного воздействия Тьмы. Кукольный домик, в котором живёт Нина, несмотря на все ухищрения заботливой мамаши, никак не способствует совершенствованию драматического таланта.

Таким образом, несмотря на значительность тёмной, порочной, эротизированной стороны в главной героине, её можно и следует считать совершенным образом. Именно благодаря этой завершённой метаморфозе последняя сцена балета становится такой прекрасно-невыносимой.

Итак, вычислив составляющие рецепта, получаем своеобразное, но притягательное кушанье – алхимическое варево с дополнительным эффектом «катарсис».

 


 

Вы можете заказать этот фильм на OZON.ru

по специальной цене 199 руб.

 

См. также:

А. Демидов «Лебединое озеро». Шедевры балета690 руб.

В книге А. Демидова «Лебединое озеро» излагается история создания первого балета П. И.Чайковского и его сценическая история на русской сцене. Подробно анализируется постановка «Лебединого озера» в Большом театре при жизни Чайковского балетмейстером Рейзин …

 

 

Tchaikovsky: Swan Lake (Blu-ray)1499 руб.

Знаменитый балет Чайковского с Ульяной Лопаткиной в роли Одетты / Одиллии  в HD-качестве

 

 

 

Чайковский. Лебединое озеро (3 CD)680 руб.

 

 

 

 

Чайковский. Балеты (mp3)157 руб.

(Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик)

 

 


3 comments for “Алхимическое варево Аронофски

  1. Brandon
    24.03.2011 at 21:55

    «Поначалу мне даже откровенно послышалось «Лилит»»

    Чорд,я тоже об этом думал

  2. Тори
    03.09.2011 at 23:48

    Интересно было читать. Спасибо за статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.