Лабиринт Фавна: Добро пожаловать в город обмана!

Лабиринт Фавна / El laberinto del fauno
Режиссер: Г. дель Торо
2006

Офелия гибла и пела,
И пела, сплетая венки

А.А.Фет

«…Перед ним сидел Шиллер, — не тот Шиллер, который написал «Вильгельма Телля» и «Историю Тридцатилетней войны», но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман, — не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель Шиллера…»

Н.В. Гоголь «Невский проспект»

 

Принцесса Кристабель Кольриджа уходит ночью в лес и приносит в древний род проклятье, Русалочка Андерсона уходит из своей стихии и испытывает лишь страдания. Наша принцесса уходит ночью из дома, страдает в земном мире и приносит домой свет.

Офелия – так теперь будут звать эту русалочку – сходит с тропинки, тем самым еще раз нарушая границы. И не просто их нарушает – вставив каменный глаз в статую Фавна, она открывает лабиринт, такой легкий и увлекательный для нее и такой опасный для нас. И независимо от того, встретим ли мы Минотавра-Фавна или пройдем мимо, нить Ариадны нам понадобится, однако проводником будет не клубок ниток, а девочка по имени Офелия – как тут не быть фаталистом! Но вот глаз вставлен и мы в Лабиринте. Первый поворот – маму девочки зовут Кармен и она красива, и первый тупик – ее красота никому не принесет горя, ее одиночество вовсе не похоже на свободу Кармен Мериме, капитан Видаль не станет ради нее нарушать свои принципы и помогать партизанам-контрабандистам. Между тем, имя нашего капитана привело нас во второй тупичок: французский композитор Поль Видаль прославился кантатой «Гладиатор». И в этом беда нашего Видаля: он лишь старательный, прилежный офицер, верный заветам своей армии (и стоит ли его обвинять в подлости и жестокости этих заветов). Он не похож ни на римского воина, ни на рыцаря, ни на солдата Первой Мировой, но так хочет быть похожим – и придумывает историю с переданными от умирающего отца часами, как будто передает корону или меч, но, увы, часы больше напоминают семейные драгоценности, передаваемые по женской линии. И вот покрытые мхом и плесенью стены Лабиринта снова начинают сужаться, не давая прохода – открывается проход извечного гендерного дуализма, если это можно назвать дуализмом – термин, кажется, предполагает хоть какое-то равноправие, а тут явная беспомощность мужчин: Кармен капитан усаживает в инвалидное кресло, у  экономки Мерсэдес забирает ключи, пытаясь взять под контроль амбар с припасами. Видаль словно стремится утвердить свою силу, власть над женщинами, и если жена даст ему сына, умерев при родах, то экономка не просто будет у него в доме помогать партизанам, она сначала разрежет ему рот, а потом и убьет. Мир останется под присмотром Мерсэдес, впрочем, как и мальчик, никогда не узнающий ничего об отце. (Кстати, Мерсэдес – это еще один поворот в тупике имени Проспера Мериме: так звали цыганку, помогающую своему мужу-контрабандисту; наша Мерсэдес помогает брату-партизану.)

Стены этого семиотического Лабиринта становятся осязаемее, все материальнее – Офелия получает загадочную книгу, открывать которую можно лишь в одиночку и тогда пустые страницы откроют, что же ее ожидает. Как ни странно, но этот запрет девочка не нарушает и получает первое задание – ей нужно расколдовать проклятое дерево. И вот уже стены Лабиринта покрываются фресками с изображением сцен жизни Назаретянина, потому как  бесплодное, высохшее дерево – та самая смоковница, которую проклял Иисус. Затем девочке предстоит спуститься в подземелье то ли царя Ирода, то ли дохристианского Ваала (и воскреснуть?). И затем, уже в лесном лабиринте, Офелия спрашивает «Кто это?», показывая на каменную икону, где девушка держит младенца. «Это ты», – отвечает Фавн. Ты – Офелия или ты – дева Мария? Или Авраам, что не отдаст сына на заклание? Лабиринт молчит.

Маленькой Офелии не присущи никакие эмоции, единственное, что ее волнует – это красота ее матери, которую она не хочет ни с кем делить. Кажется, что они с Видалем до последнего момента друг друга вообще не замечают. Знают, что существует такой соперник, но не замечают – ни при встрече, ни за обедом. Тут можно было вспомнить того самого человека с трубкой (кажется, в контексте данного фильма имена слишком ненадежны, пусть будет лучше вот такой признак) и его мысли насчет их отношений к Кармен.

Инверсионная картинка – золотое Солнце подземелья, мудрый монарх древних эпосов вместо негреющего земного светила и бесконтрольно жестокого солдафона. Реальные воплощения оказываются хуже чистой идеи, эйдоса: феи совсем не похожи на тех, что изображены в книжках, к тому же они ошибаются в испытании с дверцами и не способны удержать Офелию от нарушения запрета, добрый Фавн злится и ест летучих мышей, сама девочка ходит в грязных платьицах. Но все же Офелия – это медиатор между двумя мирами, все ее движения в герметичном пространстве испытаний отражаются в поведении Мерсэдес.

Офелия – это некий Одиссей, сомнабулически ищущий путь домой: она и с тропинки сходит уверенно, и в лабиринте не заблудилась, и Фавна не боится,  и знает какой ящик нужно открыть. Она не принимает ничего нового, будь то платье или запрет есть в этом своеобразном Аиде. При этом все испытания ее проходят в закрытых пространствах, не принадлежащих этому миру, даже последняя земная встреча с Фавном герметична – Видаль видит только девочку. Офелия словно покидает свое первоначально темное царство для того, чтобы пройти испытания в земном мире и, вернувшись домой со светом, встать  перед Королем посередине золотого круга.

Выстрел Видаля – и Лабиринт с глухим стоном оседает на землю вместе с убитой Офелией. Столбы пыли закрывают Солнце, и вот Офелия лежит на серых камнях, и в сумеречном свете то ли заката, то ли рассвета королевская кровь возвращается обратно в вены. А может, крови и не было-то? а там, на лице, просто уходит тень? А значит, и не существовало никакого Лабиринта значений, и вот его развалины просто растворяются в воздухе, будто и не было никогда. Но остались на память цветы смоковницы и мелодия из далекого царства подземного Света.

 


 

Вы можете заказать этот фильм на OZON.ru
(DVD) — 99 руб.

 

 

 

Вы можете заказать этот фильм на OZON.ru
(2 DVD) — 133 руб.

 

 

 

Вы можете заказать этот фильм на OZON.ru
(2 DVD) — 525 руб.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.