Christopher and his kind

Кадр из фильма "Christopher and his kind"

Мы прощались с целой эпохой

Бешеные гиганты наступали на Европу

Орлы взметали с гнёзд в ожидании солнца

Хищные рыбы выплывали из бездн

Народы стекались познать друг друга

Мертвецы от ужаса содрогались в могилах

Собаки выли в сторону фронта

Я чувствовал в себе все сражающиеся армии

(Гийом Аполлинер, 1914 г.)


Написанный в 1977 году, роман — а вместе с ним и фильм — повествует о тридцатых годах, когда юный Ишервуд махнул в Германию в поисках красивых мальчиков, но спешно бежал из нее, как только к власти пришли нацисты. Эти годы принесли писателю массу впечатлений, многое из тогдашних событий легло в основу романа «Прощай, Берлин». Из романа этого впоследствии сделали мюзикл, а потом и фильм «Кабаре» с неподражаемой Лайзой Миннелли в роли Салли Боулз. Героиня у Ишервуда вышла более привлекательной, нежели ее прототип — Джин Росс, но переклички в манере говорить, вести себя очень явны. Встречаются поистине идентичные сцены: например, в фильме про Ишервуда его любовник Каспер поигрывает бицепсами, стоя около зеркала, и спрашивает у Кристофера, нравится ли ему; то же самое делает и говорит Брайан (Майкл Йорк) после ночи с Салли. Но все эти милые синефильско-литературные параллели жизни-как-текста и текста-как-жизни меня занимали лишь попутно. Основное внимание — к теме нацизма, юдофобства и борьбы с культурой как таковой.

Череда фильмов — последователей «ишервудских» текстов — об одиночестве. Об инаковости, чуждости, отторжении. Геи, вынужденные скрываться и прятать свои истинные чувства (вспоминается монолог Фальконера из «Одинокого мужчины» о страхе общества перед иными, плавно вытекший из разговора о романе Хаксли); иудеи — евреи, жиды, — которым приходится врать в графе «вероисповедание», лишь бы остаться в живых; люди, которые оказываются выброшенными из своей страны, так страшно изменившейся в считанные годы; люди, которые уходят в сторону и закрывают глаза, боясь ввязываться и отстаивать то, что им дорого; люди, которым проще сказать, что они против культуры, чем защищать литературное наследие — Томаса Манна и Оскара Уайльда — от нацистских костров.

Мужская любовь всегда несет на себе скорбную печать одиночества и холода, это всегда попытка спрятаться за спиной более сильного, либо защищать самому от ужаса и хаоса внешнего мира. Мир этот, погрязший в череде нескончаемых войн, которые суть одна Война, — насквозь маскулинный, но в то же время маскулинность эта очень ранимая. Мужчина, согласно идеям Юнга, всю жизнь ищет свою аниму, материализующуюся то в родной матушке, то в любимой женщине, а порой и в любимом мужчине. Последний случай — для покинутых мальчиков, с детства лишенных матушкиного тепла, разочарованных в женщине как в обереге от холода.

Кадр из фильма "Christopher and his kind"

Война — это всегда разрушение нравственной парадигмы, она способствует распутству (в том числе сексуальному), она — экзистенциальный крах мира. На первом месте теперь не духовное и разумное, а плотское, животное — следовательно, женское (по К. Палье). Попытка Ишервуда спрятать своего немецкого любовника за рационально чопорные стены британской демократии изначально провальная: его род также вырождается и гниет изнутри. Это подтверждается дальнейшими фактами, отдающими фрейдизмом и настоящей греческой трагедией Софокла: престарелая мать остаток своих дней спит со своим младшим сыном — немного странноватым, с нервным тиком, явно не способным продолжить род, равно как и его старший брат Кристофер.

«Очень жаль, что мы не занимаемся любовью. В конце концов, больше и делать-то нечего», — говорит Джин Росс, предчувствуя надвигающуюся катастрофу. Это напоминает разложение Римской империи, когда римлянам уже давно ничего не хотелось; они просто лежали в своих купальнях и вели упаднические беседы. Make love, not war — решит потом для себя герой Бертолуччи Метью («Мечтатели»), и начнется движение хиппи. А пока остается только прятаться по домам и кабаре, делая вид, что все хорошо, ничего не происходит. Не слышать, не видеть, не говорить. Перед катастрофой всегда зависает оглушающая тишина — но лишь на миг. Затем снова — какофония и веселье, пир во время чумы. Но даже в британском замке бесполезно прятаться — чума разъедает изнутри.

Кадр из фильма "Christopher and his kind"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Вы можете заказать книгу К. Ишервуда «Прощай, Берлин»,

на Ozon.ru


 

См. также:

«Освободительное писательство» Олдоса Хаксли и Кристофера Ишервуда (ум и голос против профессоров-гуманитариев)

«Шесть ходов» после просмотра фильма Тома Форда «Одинокий мужчина» (2009), в котором герой произведения Кристофера Ишервуда (1964) – англичанин, профессор Джордж Фальконер (Колин Фёрт) – читает и преподаёт студентам колледжа роман Олдоса Хаксли «И лебедь через много лет умрёт» (1939)…………………..

5 comments for “Christopher and his kind

  1. My name is Tristan And I am alive
    10.07.2011 at 20:24

    «Мужская любовь всегда несет на себе скорбную печать одиночества и холода, это всегда попытка спрятаться за спиной более сильного, либо защищать самому от ужаса и хаоса внешнего мира.»

    Я бы сказал,что любая однополая любовь такова.Мы ищем Родителя-и не находим ничего.Мы вечные сироты,которым-вот уж ВЕРНО-вечно холодно.Мне бывает холодно даже физически.Я называю это афилия-невозможность найти Любовь.

    Спасибо тебе,Саш,за эту статью.Я так долго ждал,когда ты что-нибудь напишешь,и вот…в день моего 20-летия-такой близкий и прекрасный материал.Спасибо.

    Где ты нашла этот фильм?

  2. Александра Клещенко
    10.07.2011 at 22:33

    Да, конечно, любая однополая любовь.. впрочем, даже не обязательно однополая. Просто в контексте данного фильма актуальны именно мужчины.
    Я рада, что этот текст оказался близок тебе и еще больше рада, что вышло так удачно с днем рождения. Я не специально подгадывала, конечно)) Пользуясь случаем, еще раз поздравляю!))
    А фильм мне посоветовала одна моя подруга из Питера. Что интересно, Ишервуда она пока не читала, «Одинокого мужчину» не смотрела, фильм стала смотреть только ради Мэтта Смита, который Доктора Кто в одном из сезонов играл.
    Такие вот пути.))

  3. My name is Tristan And I am alive
    10.07.2011 at 23:06

    Спасибо)
    Я тоже его посмотрю-отличные кадры,прекрасные актёры
    Доктор Кто-*_*

  4. Ducan
    14.08.2011 at 22:33

    Вот ведь совпадение, только сегодня посмотреть этот фильм, а потом обнаружить твою статью. Спасибо, у тебя замечательно вышло. А мне вот еще «Бильярд…» в связи со всем этим вспоминается… Они — агнцы, которых никто не пасет.
    P.S. Хайнц — просто чудесный мальчик…

  5. Александра Клещенко
    15.08.2011 at 13:45

    Кстати, да, Белль очень созвучен, просто время такое было..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.