«Сердце Океана»: об альтернативном финале «Титаника»

1912-2012

Титаник

Рисунок Джеймса Кэмерона

«Титаник» – безупречное кино. Но второй раз я его смотреть не буду:
меня слишком раздражает бабулька, которая плюхает в море голубой алмаз.
Руперт Эверетт

I

В альтернативном финале голубоокая Глория Стюарт, звезда немого кино, помахивает «Сердцем Океана» с тем же выражением лица, с которым  Фродо держит Кольцо над огненной бездной, его породившей. Волосы хоббита и старухи Розы развеваются, как у Горгоны, а глаза выкатываются из орбит – два великих экранных воплощения мифологической власти Сокровища над человеком. Это похоже на Джеймса Кэмерона – приберечь Большой Апокалиптический Секрет до поры до времени, и вот это время пришло. Иной финал ведёт любопытного зрителя в потаённые глубины Истории. Ищете разгадку? Вот она: не айсберг погубил «Титаник», а древний камень — проклятие французских королей и магнатов Нового Света. Свадебное украшение героини фильма – реплика алмаза, найденного в речном гравии на приисках Партил в 1701 году и переправленного на корабле в Лондон осенью 1702 года. Джулия Баумголд в книге «Алмаз, погубивший Наполеона» показывает, как перемещения «Регента» совпадали с переменами в судьбе Франции, начиная с 1712 года, когда вымерла почти вся королевская семья (annus horribilis – страшный год), а Маркус Мозес привёз в Париж модель «Великого Питта» в надежде его продать. Согласно другим источникам, весной 1911 года Пьер Картье, младший из династии знаменитых ювелиров, наведался к Эвелин Уолш, дочери американского миллиардера, жене Эдварда Маклина, наследника владельца «Вашингтон пост». Пьер «извлёк из рукава синий футляр, в котором, ослепительно сияя, лежал васильково-сапфирный «Голубой алмаз короны» или «Голубой француз» («Блю Хоуп» — Голубая надежда)» – Елена Коровина. С тех пор семью его новой хозяйки стали преследовать сплошные несчастья  (вплоть до 1946 года). Так, в 1919-м, когда Эвелин измучили ночные «тёмно-синие» кошмары, её девятилетний сын Уилсон погиб под колёсами авто.

II

В январском номере журнала «Кино Парк» за 1999 год было опубликовано небольшое исследование: якобы «цифра 14 оказывает магическое влияние» на «Титаник». Судите сами:

  1. координаты затонувшего корабля в Северной Атлантике – 41 градус 16 минут северной широты, 50 градусов 14 минут западной долготы;
  2. американская премьера фильма состоялась 14 декабря в кинотеатре на 1492 места (кстати, именно в 1492 году Колумб пересёк Атлантику, место гибели корабля);
  3. «Титаник» идёт 3 часа 14 минут;
  4.  личный кассовый рекорд фильма по сборам за один день пришёлся на 14 февраля (почти 14 млн.  долларов);
  5. «Титаник» обошёл по кассовым сборам самый прибыльный фильм всех времён, «Звёздные войны», 14 марта;
  6. фильм продержался на самой вершине хит-парадов 14 недель;
  7. фильм получил 14 номинаций на «Оскара»;
  8. песня Селин Дион «Моё сердце продолжает биться» начинает звучать на 14-м кадре картины.

Тогда, в 1912-м, гибель «Титаника», корабля кораблей, стала предвестием мировой катастрофы, разразившейся в 1914 году и похоронившей все надежды. Сборник «постевропейца» Г. Иванова «Розы» (Париж, 1931) венчает стихотворение:

Все розы, которые в мире цвели,

И все соловьи, и все журавли,

 

И в чёрном гробу восковая рука,

И все паруса, и все облака,

 

И все корабли, и все имена,

И эта, забытая Богом, страна!

 

Так чёрные ангелы медленно падали  в мрак,

Так чёрною тенью Титаник клонился ко дну,

Так сердце твоё оборвётся когда-нибудь – так

Сквозь розы и ночь, снега и весну…

 

IWW разразилась через 600 лет после казни — вечером 19 марта 1314 года — главы ордена тамплиеров Жака де Моле, проклявшего Капетингов.

Полгода медлила дописать эту заметку: думала о «Титанике» и ждала верного знака, что в апреле 2012-ого фильм вернётся, и я впервые увижу его на большом экране. 3 января меня озарило: премьера состоялась в 1998 году, то есть 14 лет назад!

III

5 января мы весь день провели в кинотеатре, где на первом этаже мерцает блёклая плазма, демонстрируя трейлеры. Я почти никогда в ту сторону не смотрю, а тут вдруг оборачиваюсь и читаю в потрясении – 5 апреля «Титаник» возвращается. Вижу юного Лео. Вот он – верный знак, а следом – ощущение полного счастья и приятия. Благодаря волшебному «Хьюго» («Хранителю времени») М. Скорсезе  «заресничная страна» одержала победу над заоконной реальностью, а весть преобразила злой гардероб в пассажъ с зеркальными переходами, в которые я добровольно вливаюсь.

Прошла лишь первая неделя нового года, а простыня экрана уже распустилась чёрными парусами, «огромным флагом воспоминанья» —  в «Холмсе», в «Хьюго», и скоро – в «Боевом коне» С. Спилберга. Не «Атриум», но — «мыс туманный Меганон» (О. Мандельштам): после 3D-амулетов Скорсезе перед моими глазами остаток дня летают не то «хлопья чёрных роз», не то пчёлы Персефоны. Или это «влачится траурной каймой» «птица смерти и рыданья»? Я очень давно не вспоминала любимые строчки:

«И раскрывается с шуршаньем / Печальный веер прошлых лет; / Туда, где с тёмным содроганьем / В песок зарылся амулет».

Они пришли ко мне сегодня.

P.S.:

Вычитала в книжке Марка Лога и Питера Конради «Король говорит» (2012):

«Путешествие в Канаду в 1939 году не обошлось без драматических моментов. В эту зиму ледовое поле продвинулось к югу много дальше, чем обычно, стоял густой туман, и судно едва избежало столкновения с айсбергом. Кто-то из находившихся на борту указал злополучному капитану, что именно в этом месте в такое же время года в 1912-м потерпел крушение «Титаник»».

«Титаник» и IIWW?

Вдруг это один и тот же айсберг?

Разве «плюхнутая» «бабулькой» на дно океана Моя Прелесть Родная не превращает географическое место в «место, причиняющее боль» французских сюрреалистов – ветеранов IWW?

Разгадка — в рисунке. Ничто не должно отвлекать нас от созерцания «пробного камня» режиссёра (итал. paragone: «проверка», «сравнение», «образец»), в творчестве которого есть свой собственный «парагональный контрапункт». Иначе: из каждого фильма Джеймса Кэмерона явствует, что, во-первых, «история повторяется». А во-вторых, как говаривал И. Стравинский: «Настоящим делом художника и является ремонт старых кораблей». Чтобы помнили.

10 января 2012 года

См. также: Руденко А. Post scriptum к заметке Е.П. Барановской «Сердце океана» : об альтернативном финале «Титаника»