Прекрасное далёко

 

«И возвращения ему не было» (Толкин).

 

Есть особая память кинозрителя. Мы видим

появление новых призраков, но одновременно

с тем мы помним (и проецируем на экран)

призраки, которые населяли уже виденные фильмы.

Жак Деррида

 

Из письма Д. Р. Р. Толкина (24 декабря 1944 г.):

«Фродо уйдёт за Море. Так заканчивается Средний век и начинается Владычество Людей, и Арагорн на троне Гондора трудится не покладая рук, чтобы установить некоторый порядок и сохранить память о прошлом среди беспорядочной людской массы, что хлынула на Запад волею Саурона. Но Эльронд уплыл, и все Высокие эльфы – тоже».

Отправляясь в Аман, хоббит последний раз оглядывается на друзей и дарит им самую инфантильную улыбку на здешнем свете – вылитый братецфранцисканец. Но эта улыбка обращена и ко мне — зрителю. И я узнаю её. Много лет назад точно так улыбнулась с экрана героиня фильма «Гостья из будущего»: между Наташей Гусевой и Элайджей Вудом – поразительное сходство «фантасмов», не имеющее никакой «доказательной ценности».

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Одно личико, одно выражение странных нездешних синих глаз – оба воплощают Принцип Надежды, которой Здесь не суждено сбыться.

Гостья Алиса садится в машину времени, «только оттуда бьющий свет» закрывается глухой кирпичной стеной, и ты остаёшься в мире, затронутом порчей, чтобы «трудиться, не покладая рук» ради «некоторого порядка»…

А в тени, которые проходят чередой по полотну экрана и окружены тайной, «можно и нужно верить» (Ж. Деррида).

осень, 2011

…Beneath the drear November trees (Matthew Arnold)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.