ЧКБО*

На съёмочной площадке «Властелина колец»

HandHoundHind

Достойно удивления, что люди, которые никогда не видели и не слышали друг друга

и которых разделял целый мир, были так похожи друг на друга, словно один побывал

в теле другого. Они говорили одинаково, смотрели одинаково, чувствовали одинаково.

Я. А. Коменский

Англия была когда-то, подобно Египту, усеяна святыми местами.

Гарольд Бейли

 

Известный британский учёный Гарольд Бейли завершает свою книгу «Забытый язык символов» следующим пассажем:

«Одной из особенностей Священных Зрелищ было открывать паломнику его невидимых сотоварищей, живущих безвестно в этом мире и рассеянных там и тут среди других. Вытянутая ладонь – символ Верности и сохраняемой Веры, одна из эмблем старого (существовавшего на западе Англии) Общества взаимопомощи. Несколько похожих эмблем для праздничных шествий были приведены в «Сельской жизни» 1 января 1910 года».  

Судя по дате, обитатели каждого без исключения Шира пользовались этим языком вплоть до начала Первой мировой войны. Выжили или нет Священные Зрелища, я не знаю. Если фантазировать «по Рошаку», возможно, они, покинув древние деревни, обернулись… кинематографом, изобретённым века назад для сохранения и продвижения секретных знаний, а главное — для ВЗАИМНОГО ОБОДРЕНИЯ.

Фантазирую дальше: тогда съёмочная площадка «Властелина колец» — место встречи сотоварищей (вроде ЧКБО). К ним присоединяются неофиты (зрители всех стран), и получается — касса: только не денежная, а взаимопомощи.

Рука Вигго на плече Иэна – о, таких моментов в трилогии множество. Микрофон? Что это? Зачем? Кажется, что фильм бесшовен — даден и всё. Да, это заговор киношников, а потом уже — Толкин. Думаю, одно другому не противоречит (Зрелище – Священному). Трилогия в этом смысле целокупна, скреплённая дружескими руками. Нам на протянутой ладони много чего забытого преподнесли.  

Кадр из «Властелина колец»

Один из планов Коменского состоял в том, чтобы организовать «универсальную школу», и с этой целью он в 1641 году приехал в Англию. Зародыш ЧКБО? В данном контексте описанные Бейли эмблемы суть «невидимый», но прочный фундамент всех культовых английских книг / фильмов складывающихся в Единый Текст.

А теперь — внимание! Гарольд Бейли пишет:

«Слово hand («кисть руки») – у англосаксов hond – в конечном итоге превращается в «ослепительное начало» и может быть этимологически приравнено к Небесной Гончей (Hound) и Лани (Hind) Зари».  

Это значит, что в баскервильской Собаке и в светящейся Лани (патронусе Лили и Снейпа)из «Гарри Поттера» спрятана… «кисть руки».

Священное Братство и Взаимопомощь – вот смысл Великих Историй.

Не случайно именно во второй серии второго сезона «Шерлока» (российская премьера состоялась января2012 г.) — The Hounds of Baskerville – наступает коммуникативный коллапс, и Шерлоку ничего не остаётся, как признаться Джону, что у него «нет друзей, кроме одного» (см. картинку). На перезагрузку отношений героев и на «ослепительное начало» нового этапа их Дружбы под покровительством Небесной Гончей указывает знакомое с детства, но «забытое» название, в котором заключён очень древний символ (см. Приложение).

Вот так Сельская жизнь! Праздничное январское шествие.

Только вместо «Эвоа!» я восклицаю: «Хаунд! Хаунд!»

Присоединяйтесь и вы к памятливому Холмсу.   

Приложение I

Mon Men

 

Эти и подобные им догадки могут быть плодами воображения

или результатами «совпадений», <…> я сформулировал их почти

наперекор своему здравому смыслу.

Гарольд Бейли

Я – чистой воды филолог. Я люблю историю, она меня волнует,

но лучшие моменты для меня – те, которые проливают свет

на слова и имена.

Д. Р. Р. Толкин – сыну Кристоферу (из письма 1958г.) 

Девонширец Генри видит собаку (см. его детский рисунок) не где-нибудь, а в Овраге Дьявола, что находится на территории Древних Пустошей, средь болот Дартмура. Взглянув на карту Англии, вы обнаружите, что они соседствуют с Корнуоллом.

В 1962 году увидел свет «Замок Дор». Начатый сэром Артуром (!) Квиллер-Каучем, роман был дописан… Дафной ДюМорье. В этой истории её привлекло Место: сэр Артур перенёс легенду о Тристане и Изольде в Корнуолл начала 1840-х (в район реки Фоул). Дафна не упустила возможность напомнить послевоенному читателю (с помощью «забытых» кельтских символов) о глубинном родстве двух священных земель Европы — Бретани и Корнуолла.

Отправив Шерлока и Джона в Дартмур, авторы сериала, возможно, преследовали похожую цель: им ли не знать о легендарной (Артуровской) топографии этой части страны: вот остров, на котором Тристан сражался с ирландцем Морхольтом; старый лес, руины замка. А вот Озеро Королевы — «белёсые ланды», хранящие не только память, «но чуть ли не мысль».

Какую мысль? Самую «универсальную»: в серии зашифрована битва Света и Тьмы. Добра и Зла. Бога и Дьявола. Шерлок (Небесная Гончая) против галлюциногенного Пса*. Кельтская мифология так описывает огненную всесильную Собаку: «Та собака, обладающая большой силой, / Против которой невозможно было устоять в тяжёлой битве, / Была лучше, чем любое богатство. <…> / И другие достоинства были у той прекрасной гончей».

Хаунд («вынюхивающая», охотничья собака) — эмблема Разума / Сторожа / Громкого Голоса. В разных словарях цитируется мысль о Небесной Гончейу Томпсона: «С величественной неотвратимостью / Слышны были шаги преследователя».

«Иногда я вообще сомневался, что ты человек», — говорит Джон, обращаясь к «погибшему» другу. «Но ты был самым лучшим, самым гуманным». Холмс-Бог (умирающий и воскресающий)? Эта идея не нова, однако создатели «Шерлока» не декларируют её открыто, а передают «сотоварищам» через символы.

В своей книге Г. Бейли описывает самый большой монолит в Англии – в Дризлкомбе, что в Девоншире:

Первая часть названия превращается в dur iz el, «Вечный Свет-Бог», вторая часть combe могла означать углубление в склоне горы, но изначально слово comb («гребень», «расчёска») – очевидно, из-за зубцов – означало ac om be, «Великий Солнце-Отец». Гребень был символом святого Блейса: ведь гребень является эквивалентом гребня горы (crest), а слово crestне отличается от слова Christ. Гребень на Спасительном Шлеме представляет собой сияющую радугу Христа, Свет Мира. Когда тело святого Катберта было эксгумировано в соборе Дурхема, на его груди был найден простой саксонский гребень из слоновой кости. Без сомнений, это был символ креста, или ak amber, Великого Отца – Солнца.

 

Окаменелость, на которой стоит свет-бог Шерлок, — эмблема, «кристалл», заключающий внутри себя «надежду и традицию». Не случайно прибытие героев в Девон совпадает с Восходом Солнца – не только прекрасная пейзажная зарисовка, но и символически значимая сцена. Солнечный круг слепит нам глаза, и в этом ореоле возникает фигура на Вершине Мира. Шерлок предстаёт перед нами Цимбелином – некогда царское, а теперь широко распространённое корнуолльское имя, означающее по-кельтски «Господин Солнце». Эта позиция повторится и в последней серии: решающая схватка с Мориарти, «тёмным двойником» Шерлока, произойдёт на Крыше Мира.

«Бог солнца Перун, вероятно, был крёстным отцом каменного амфитеатра в Корнуолле, который называется Perran Round и расположен в разрушенном поселении Perranzabuloe, где имеется много следов доисторической эпохи», — пишет Бейли. Учёные подозревают, что многие из корнуолльских мысов были названы в честь солнца. На мысе, где, возможно, в древние времена горел сигнальный огонь, теперь находится вращающийся маяк мощностью в один миллион свечей. Ещё в Корнуолле есть Сент-Петрок и Петерок. В Бретани везде менгиры были символом бессмертного Бога. Один из самых больших менгиров Бретани известен как Педернек. Peder on ek = «Единственный великий Отец». Согласно древним церковным документам Уэльса, настоящее имя святого Патрика было Мэнвин (Maenwin), или «Священный Камень», и он был сыном Мэвона.

«На кельтском языке слова mayon, myin, maen означают «камень», и эти местные модификации данного слова меняются, принимая односложную форму man или men, что в переводе с кельтского означает «камень». Это слово можно приравнять к египетскому слову men – «пребывать», «оставаться неизменным», и к слову mon«единственный», «одинокий».

Таков Шерлок. Роль Джона, суть его образа, также проясняется в этом эпизоде сериала: во всех интервью его авторы подчёркивают, что их Ватсон — другой, не похожий на все предыдущие версии. В пределах Кентербери и по сей день стоит огромный курган, известный как Датчанин Джон (Dane John). Прислушаемся к Бейли:

«С филологической точки зрения его можно приравнять к Donjon или dungeon, то есть «центральная или главная башня замка», а его значение можно понять как don или dun, холм, форт или крепость Джона (Jon или Geon), то есть Существующий источник света или Единственный».

Единственному — Единственный Друг. Наверное, поэтому они зовутся не Холмс и Ватсон, а Шерлок и Джон.

Если вы всё ещё сомневаетесь, взгляните на Шерлока в овраге Дьявола: ну, разве это фонарь? Нет, это «Артуров» меч – в руках Света-Бога. Sic!

Lux lucet in tenebris - «Свет светит во тьме»

Тут я, конечно, вскочила на свою любимую «лошадку» (hobby), но на корнуолльском языке лошадьmarch. Так что, дорогие «сотоварищи», пока на дворе месяц март, буду гарцевать.

Героем следующего Приложения, возможно, станет… Кролик.

Бубенчик, Джон. Пропавший светящийся кролик. Как ты мог забыть?

Примечание

*Е. Коути и Н. Харса в «Суевериях викторианской Англии» пишут:

«В Западном Сассексе верили, что духи собак после смерти бродят по земле, вот только увидеть их могут лишь другие собаки. Считалось также, что собаки предсказывают смерть. Уэссекс, пёс Томаса Гарди, однажды подал такой знак: при виде гостя собака подбегала к нему и скребла его лапой, то отбегала, скуля. На следующий день до писателя дошло известие о смерти его давешнего посетителя.

По всей Англии рассказывали небылицы о псах-призраках. Как правило, это огромные зверюги, жуткие, как собака Баскервилей. <…> В истории, записанной в Уэльсе, по душу грешников пришёл маленький чёрный терьер. На севере призрачные псы были известны под названием «Гитраш», о чём свидетельствует отрывок из романа Ш. Бронте «Джейн Эйр». <…>

На востоке им дали кличку Чёрный Шак. Порой они были невидимы, и прохожие узнавали об их присутствии лишь по хриплому рычанию или пронзительному вою. В других случаях они являлись в своём истинном облике, то есть в виде косматого чёрного пса размером с телёнка и с горящими красными глазами. <…> Серединой XIX столетия датируется сообщение об ещё одной атаке призрачного пса. <…> Иногда Чёрный Шак принимал человеческий облик. <…>

Ещё страшнее была свора адских гончих. В зависимости от региона их называли «Гончими Гавриила», «псами Дандо или, в Уэльсе, «псами из Аннуна», т.е. потустороннего мира в мифологии валлийских кельтов. Их появление связывали с Дикой Охотой, кавалькадой призраков, демонов или эльфов, которая мчится по небу и забирает души смертных». – М., 2011. С. 284-287.

Из книги я узнала ещё об одной истории, записанной в Девоне. Джентльмен встретил в сумерках огромного чёрного ньюфаундленда, захотел погладить его по холке, «но рука прошла насквозь, так и не нащупав шерсти. Пёс был словно соткан из чёрной дымки». Чудище преследовало бедолагу до места, где вдруг началась гроза. Поутру проезжавший мимо возница обнаружил джентльмена лежащим без чувств, оказал ему помощь и заодно поведал местную легенду: якобы много лет назад здесь произошло убийство, а поскольку злодея так и нашли, пёс, принадлежавший жертве, так и бродит по холмам, нападая на путников.          

21 марта 2012 года

Продолжение следует…

<аббревиатуру ЧКБО расшифрую в конце>. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.