Тот, кто на веслах

Фильм «Спасательная шлюпка» (1944) – не самый известный, но, на мой взгляд, один из лучших в фильмографии Альфреда Хичкока.

В годы войны в Атлантике немецкая подлодка топит американское судно, и на спасательной шлюпке собирается несколько уцелевших – богатей, владелец заводов и пароходов, и гламурная журналистка – этакий истеблишмент, врач и медсестра, представляющие интеллигенцию, и несколько человек с периферии общества – морячок – маргинал и коммунистический активист, богобоязненный (хоть и вор в прошлом) негр, другой матрос – еврей, бежавший из Европы, и женщина с погибшим во время крушения младенцем.

Последним на борту шлюпки оказывается немец – подлодку успели потопить ответным выстрелом. Поначалу он притворяется обыкновенным матросом, но после выяснится, что он и есть капитан. Сначала спорили о том, сохранять ли ему вообще жизнь. Но против были лишь тот самый коммунист, еврей и сошедшая с ума женщина (она в первую же ночь очень странно покончит с собой). В общем, большинством голосов немца оставили – как военнопленного. Очень скоро он начинает влиять на остальных – просто потому, что у тех не было навыка руководства. Только коммунист всё доказывал, что фашисту не может быть веры – но стали бы интеллигентные образованные люди прислушиваться к какому-то маргиналу в татуировках? Немца то и дело ловили на лжи и подлости – то он воду прятал, то компас, сбивал остальных с курса. Но всё равно получал всё больше и больше свободы, и вот в какой-то момент оказывается, что пленный немец, молотя, как стахановец – потому что ест тайком особые витамины, которые другим не даёт, – вёслами, ведёт шлюпку в ту сторону, где должны быть немецкие суда. «Вот здорово, – говорит коммунист, – наш пленный нас же в плен везёт». – «Ну и что? Там нам хотя бы дадут поесть».

И лишь в самом конце, когда фашист позволил себе откровенное скотство, все набросились на него, избили и выбросили за борт. «Мы повели себя как чудовища», – сказал тогда богатей. «Нет, – ответили ему, – мы были чудовищами прежде, когда позволяли ему решать за нашу жизнь. В конце концов, почему мы до сих пор не попытались поймать рыбу?»

Жизненное и необыкновенно актуальное кино. В любом случае, образ раба на галерах в его контексте смотрится куда как объёмнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.