«Титаник» в русской и зарубежной культуре XX – XXI веков»

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Факультет филологии и медиакоммуникаций

Кафедра русской и зарубежной литературы

Киноблог «Flicker»

 

Научная студенческая конференция

 

«Стального гиганта судьба» (Томас Гарди):

«Титаник» в русской и зарубежной культуре

XX – XXI веков

13 мая 2013 г.

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, II корп. (пр. Мира, 55), ауд. 220

Начало – в 13.45

 

 

В 2012 году, в память о первом и последнем путешествии «Титаника» через Атлантику 100 лет назад, мы провели несколько научных конференций. Джордж Оруэлл в книге «Моя страна, правая она или левая» пишет о том, что ни одно из событий Первой мировой войны не «тронуло меня так глубоко, как гибель «Титаника». <…> Сравнительно мелкая катастрофа потрясла весь мир, и потрясение это до сих пор не совсем забылось». Воображение Оруэлла, которому в ту пору было всего 9 лет, больше всего потряс образ корабля, поднимающегося «торчком» и уходящего «носом вниз», в бездну. Прошёл век, но гибель Королевы океана с не меньшей силой терзает воображение поколения 2010-х. Может быть, по закону вечного возвращения одного и того же, реверсии мировой линии.

15 апреля 2012 года Джеймс Кэмерон в передаче «Titanic: The final Word» («Титаник»: заключительное слово») рассказал о том, как много лет мечтал о «Титанике»: спуститься к его останкам даже больше, чем снять о нём фильм. Самая замечательная идея режиссёра – идея дайвинга как способа прогрузиться в Историю. В финале фильма «Титаник» его руины предстают пещерой Платона, пещерой Памяти обо всех катастрофах XX века, фантастическим мемориалом. Камера трогает останки корабля, лежащие в вечной темноте, изъеденные бактериями, – и вот, эти освещённые лучом развалины теплеют, собираются в бессмертное целое. Никто никогда не умрёт, если мы не забудем.

Джеймс Кэмерон в финале своей речи передаёт эстафету нам. Принимая её, мы решили и в этом, 2013 году, продолжить разговаривать о «Титанике», его пассажирах и его фантомах. Собирая по крупицам Текст «Титаника», сотворённый европейскими и русскими поэтами XX века, кинематографические мифы и научные факты, мы обнаруживаем новые тайны.

Темы, выносимые на обсуждение

 

1.     Провидцы катастрофы: журналистские расследования У. Стида и роман М. Робертсона «Тщета, или Гибель «Титана».

В 1866 году, за несколько лет до того, как Морган Робертсон написал свою пророческую книгу «Тщета», одна из газет опубликовала рассказ выдающегося английского журналиста У. Стида о корабле, погибающем в водах Атлантики от столкновения с айсбергом. Много людей утонуло из-за нехватки спасательных шлюпок. В апреле 1912 года журналист оказался на борту «Титаника».

2.    1912 год – канун Первой мировой войны: знамения и роковые события (по страницам дневников и мемуаров Ф. Кафки, Дж. Оруэлла, А. Блока, М. Кузмина). Для русских поэтов и философов Серебряного века гибель корабля стала предвестием Конца модерна, Мировой войны, революции, эмиграции. В дневниках 1912 года зафиксировано общее состояние тревожного ожидания на фоне необычного поведения небесных светил и стихий. В апреле 1912 года происходит полное затмение солнца – ещё один знак катастрофы.

3.    «Имманентная воля, которая движет всем и всё побуждает»: стихотворение Томаса Гарди «Схождение двоих» в переводе И. Бродского.

Стихотворение Томаса Гарди «Схождение двоих» (The Convergence of the Twain), переведённое и прокомментированное Иосифом Бродским, — уникальный текст. Во-первых, потому что Гарди написал его всего через две недели после гибели «Титаника», и 14 мая стихотворение уже было опубликовано, а во-вторых, потому, что Бродский, разгадал символический шифр глубоко личного лирического текста, его центральную метафору и «треугольный строфический рисунок».

4.   «Титаник» в поэзии русских символистов, акмеистов, имажинистов и футуристов.

Гибель «Титаника» по-разному интерпретируется тремя поэтическими поколениями. Между эсхатологическим комментарием А. Блока (в русле его ключевой идеи гибели культуры под натиском стихии) и трикстерскими сюжетами имажинистов пролегли война, революция и «новый материк». Уникальный случай – стихотворение Михаила Зенкевича «На «Титанике»» про воскрешение электричеством, квантовый прыжок и загробное свадебное путешествие.

5.    «А в сердце – горестный «Титаник» новый»: «Титаник» в поэзии русской эмиграции (Б. Поплавский, А. Радлова, Г. Иванов и др.).

Отплытие на чужбину трактуется поэтами первой волны эмиграции как путешествие на «Титанике» в Смерть, когда бы она ни настигла поэта в реальности.

6.   «Есть ещё Океан»: А. Блок о гибели «Титаника» и эсхатологические аспекты русской культуры Серебряного века.

Запись, сделанная А. Блоком в дневнике (от 5 апреля 1912 г.), – сумма воззрений и ожиданий целого поколения. Впечатление от гибели «Титаника» породило образный строй драмы Блока «Роза и крест».

7.   «Титаник мысли» (И. Бродский): «Титаник» и англоязычный роман XXI века.

Роман Скарлетт Томас «Наша трагическая вселенная» и дебютная книга Шарлотты Роган «Шлюпка» — два ярких примера обращения к теме гибели «Титаника». Ш. Роган стилизует повествование под викторианский роман, разыгрывая историю столетней давности в постмодернистском психологическом «театре». С. Томас пере-писывает стихотворение Т. Гарди и совершает (с помощью «Титаника») «квантовые прыжки».

8.   «Акт интуиции»: «Титаник» и «Собственный Мир» Грэма Грина (проблема синхронии).

Семилетним мальчиком Грин увидел во сне кораблекрушение – той самой ночью, когда затонул «Титаник». После этого синхронистического события он всю жизнь вёл дневник сновидений.

9.   «Титаник» в кинематографе.

Утрачена самая первая картина о гибели лайнера «Спасшиеся с «Титаника»» (1912). Главную роль в фильме сыграла звезда немого кино Дороти Гибсон, которая возвращалась на «Титанике» в Америку. Актриса появилась на экране в той самой одежде, в которой была в ту роковую ночь.

10.   «Титаник» Джеймса Кэмерона в зеркале его документального кино.

«Титаник» Д. Кэмерона сегодня можно и нужно смотреть и «читать» в контексте его  океанологических путешествий, публикаций, выступлений и документальных фильмов – режиссёр разрабатывал тему «Титаника» почти 20 лет.

Дополнительно:

1.       «Молнийный излом» (М. Зенкевич): «Титаник» и науки.

2.      «И снуют лунноглазые стаи» (Т.Гарди): «Титаник» и Океанология.

3.      «Титаник» в иллюстрациях Кена Маршалла.

4.      «Титаник» и фотография.

В этой рубрике представлены маргинальные, но очень интересные темы, открытые свободной интерпретации, фантазии, эксперименту. Тесла и Маркони; оптика, электричество и квантовая механика; «теория заговора», Астор и Морган; астрология, хиромантия, предсказания. Отдельного разговора заслуживают инженеры «Титаника», так называемая «гарантийная группа», состоявшая из самых лучших и перспективных работников верфи. Никто из них не спасся.

К 100-летию гибели корабля был опубликован альбом фотографий – 42 снимка, сделанные во время путешествия иезуитом Фрэнком Брауном (он высадился в Квинстауне) и случайно найденные в подвале монастыря иезуитов в Дублине.

Рисунки Кена Маршалла, повлиявшие на визуальный строй фильма Д. Кэмерона, – одна из первых попыток напомнить всем о трагедии «Титаника».

 

См. также заметки Е.П. Барановской «Титаник символический и Титаник электрический: две судьбы корабля» в киноблоге «Flicker».

 

 

Оргкомитет конференции:

Барановская Екатерина Петровна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского.

Демченков Сергей Александрович, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, заместитель декана факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Черташ Антонина, выпускница факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Руденко Анастасия, студентка факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Есть вопросы, пожелания и предложения — пишите: http://vk.com/id83511260

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.