Балет трёх неразлучников

 

18 мая 2013 года

начало в 18:00

 

приглашаем всех желающих принять участие в вечере,

посвящённом ленинградскому авангарду конца 80-х – начала 90-х

и «постевропейцам» 1910-х годов

 

«Реверсия мировой линии»

(2010-е – 1910-е)

 

 

 

П. Муратов, отказывая кинемо в праве называться искусством, всё же понимал причины его притягательности для ПОСТЕВРОПЕЙЦА — то есть человека межвоенной Европы, настигнутого электрическим сном наяву. Процесс «кинофикации» предумышлен историческими катастрофами. Из всех кинорецепций двух первых десятилетий зарубежная отечественная уникальна уже потому, что её носители были сразу «постевропейцами» и «пострусскими». Примечательный факт: важный диспут о театре и кино прошёл в зале Калашниковской хлебной биржи в Петербурге 9 марта 1914 года.

Положение делало особенно острым, подчас болезненным, восприятие технической стороны кинематографа, а приём любой фильмы превращался в дозу сна об утраченном. Вот как об этом пишет В. Шершеневич:

Прихожу в кинемо; надеваю на душу / Для близоруких очки; сквозь туман / Однобокие вальсы слушаю / И смотрю на экран. / Я знаю, что демонстратор ленты-бумажки / В отдельной комнате привычным жестом / Вставляет в аппарат вверх тормашками, / А вы всё видите на своём месте… / Я всё вижу наоборот».

Поэту вторит А. Аверченко:

«Один поворот ленты – и вся жизнь пошла наоборот».

 

Титаник не утонул в Атлантике, блоковские корабли вернулись назад – появляется магический шанс всё исправить.

К. Мочульский это явление обратного течения времени и истории называет «реверсией мировой линии»: с её помощью «можно было бы воспроизвести сцену воскресения мёртвого», так как «кинематограф – своего рода машина времени». По мнению Рашита Янгирова, эмигранты в избытке обладали той энергией зрителя, которая «превращает фильм в художественную модель времени» (Ю. Лотман): исторические события «открывали им новые творческие комбинации в осмыслении обратного хода времени. В принципе всю литературу русского зарубежья можно экспонировать как воображаемую киноленту, движущуюся в режиме обратной проекции».

Снова А. Аверченко:

«Ах! Если бы наша жизнь была похожа на послушную кинематографическую ленту!.. Повернул ручку назад – и пошло-поехало (…) Большевистские декреты, как шелуха, облетают со стен, и снова стены домов чисты…».

Ещё голоса:

«Расстрелянная русская интеллигенция отошла от «стенки» и вернулась… все погибшие на всех фронтахвоскресли (…) Потом все мирно разъехались, ибо война ещё не начиналась (…) Я вышел из кинематографа…».

 

«Современность так мучительна и смутна, что люди стали жить прошлым».

Первая мировая война — («аккумулирующая» война-модерн) Помните прорицание А. Блока: скоро мы все окажемся на бородинском поле. Грядёт 100-летия начала этой войны. Реверсия продолжается.

Е. П. Барановская,

старший научный сотрудник

Омского государственного литературного музея им. Достоевского


Акт первый 

 

 

Геометрия утрат,

как безумие, проста.

Чтобы слёз европейских сушить серебро

На азийском ветру.

Иосиф Бродский

 

«Балет трёх неразлучников»*:

 

1.    «Воспитание детей красотой подводной жизни»:

Владислав Мамышев-Монро (1969-2013).

 

  

В. Мамышев-Монро как Достоевский

 

Мифы о гении перформанса, его любимые образы и ролевые модели. История псевдонима. Любовь Орлова и тайна смерти Владика; новые выставки и воспоминания современников. Рассказ о Владике сопровождается презентациями, выполненными в стилистике немого кино. Владик Мамышев-Монро и Тимур Новиков в фильме «Опять двойка».

 

2.    «Король-лебедь»:

Тимур Новиков (1958 – 2002).

 

Тимур Новиков

 

Рассказ о творчестве выдающегося художника. И. Бродский о горизонте Тимура. Феномен петербургского / ленинградского патриотизма. Знаменитые пиктограммы-символы. Тимур Новиков и современное российское арт-пространство. Манифесты Новой Академии Изящных искусств и традиции классицизма (Европейское общество сохранения классической эстетики). Выставка «Людвиг II Баварский и «Лебединое озеро».

 

3.    «Лох-победитель воды»:

капитан Сергей Курёхин.

 

Сергей Курёхин в фильме «Два капитана–2» как Капитан №1

 

Композитор, пианист, литератор, артист, постановщик зрелищ. Жизнь и смерть «демиурга и шамана» Сергея Курёхина. Концерты «Поп-механики» и мистериальные поэмы Скрябина. «Грибная революция» 1991 года. Сергей Соловьёв о Сергее Курёхине – «сумасшедшем библиофиле», знатоке Серебряного века и «гениальном мастере самосохраняющей себя юности». Курёхин и кинематограф. Курёхин «чёрный романтик».

 

Концептуальное поле:

Вирус перформанса

Метафоры отрешения

Новые серьёзные

Утраченные идеалы счастливого детства

Рейв под луноходом

Большая игра

Весельчаки

Евро-Китай

Ноль-музыка

Новая Академия Изящных искусств

Фрак и орден

Недостижимый горизонт

Пустота

Художественная воля

Неоклассика

Ангел и пилот

Два капитана-2

Валяние дурака

Штурм сознания

Классицизм

Рак сердца

Кинемо

Поп-механика – космос постмодерна

Анти-театр

Потоп

Асса

Закат немецкого романтизма

Сжигание сует

Воробьиная оратория

Донна Анна

Смертоград

Музей как храм муз

Лебединое озеро

Аполлоническое и дионисийское

*«Балет трёх неразлучников» — спектакль Эрика Горошевского (1985) по сценарию Даниила Хармса. Его «игра для массовых представлений» соотносится с игрой в шахматы на пароходе в «Детях Выдры» Велимира Хлебникова, а пароход, в свою очередь, — с Титаником.

 

Акт второй

 

Кадр из фильма «Господин оформитель»

 

Пролетает, брызнув в ночь огнями,

Чёрный, тихий, как сова, мотор.

Тихими, тяжёлыми шагами

В дом вступает Командор…

 

А.Блок. Шаги командора.

16 февраля 1912

Культовый фильм режиссёра Олега Тепцова

«Господин оформитель»

Художник-богоборец Платон Андреевич (Виктор Авилов)

(по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль»)

Автор сценария: Юрий Арабов

Оператор-постановщик: Анатолий Лапшов

Художник-постановщик: Наталья Васильева

Композитор: Сергей Курёхин

В главных ролях: Виктор Авилов, Аня Демьяненко, Михаил Казаков.

Ленинград,1988 год.

 

Петербург накануне Первой мировой войны. Гибнет целая эпоха, но обречённость полна возвышенной символики и трагической красоты.

 

 

Кукла модерна Анна-Мария (Анна Демьяненко)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.