«Воспитание детей красотой подводной жизни»*

                                                                  Насте и Андрею посвящается

                                                            Несчастный матрос, твой корабль потоп…

                                                                                                                              БГ

 I.             Синхрон смерти Владика Мамышева-Монро

 

Март 2013

ММ в Ленинграде

ММ в Ленинграде

Я никогда о нём не писала и не рассказывала, но всегда помнила, что он есть и гениально «показывает на себе» разных звёзд. Два самых больших потрясения: он — Мэрилин и он — Любовь Орлова (в «Волге-Волге» П. Лабазова и А. Сильвестрова).

Его больше нет.

 

Преамбула

 

В мае 2012 года, в рамках акции «Ночь в музее», прошла первая фликерская конференция, посвящённая Тексту Титаника в русской и зарубежной литературе XX – XXI веков. Настоящий фурор произвёл доклад о «12 стульях» Ильфа-Петрова как зашифрованном и последовательно трикстерованном Тексте Титаника.

 

5 августа состоялась ещё одна акция – памяти Мэрилин Монро, возникла идея написать необычную заметку — о Монро как Ундине (ассоциация фотографа С. Битона).

 

Не помню, в какой именно момент русалки (будь то куртуазная Мелюзина, Альрауне Эверса, Нунун Колетт или английские мальчики-офелии) активизировались. И тогда, когда гештальт, казалось, был абсолютно завершён (на фоне полной перемены всех моих жизненных обстоятельств), — началось самое интересное.

 

11 апреля 2012 года произошла кульминация всех филологических усилий, любимых тем, образов. Это началось 11 апреля 2011 года. Излучение настигло и новую весну. Накануне 11 апреля 2013 года я начала хронику этого драматического Синхрона, приключившегося в одни и те же числа. Их совокупность (10, 11, 12, 13, 14, 15) я называю «кодом Титаника».

 

Синхрон

 

Итак, 11 марта 2013 года.

  «Сердце океана»

«Сердце океана»

 

 

Пусто!

Пусто!

 

 

 

Мероприятие, посвящённое русским имажинистам.

Готовясь к нему, наткнулась на любопытный факт: Н. Эрдман – сценарист «Волги-Волги» Г. Александрова, о которой я ещё год назад размышляла в связи с пародированием сюжета гибели Титаника. («Тону-у-у» — эта «дурацкая» реплика Орловой и вообще вся сцена – объект моего неприятия с детства).

 

Рассказ о Титанике в контексте советских трикстерских стратегий 1930-х произвёл на аудиторию столь сильное впечатление, что решено было встретиться ещё раз – в апреле. Тема для обсуждения – «прометеизм» имажинистов как «советских поэтов», успешность или провал их игровых экспериментов.

Что скрывается за ними: стратегия выживания (в отличие от поколения Блока и Зенкевича: утопленников либо квантовых «прыгунов») или то же жертвоприношение, «смерть поэта»? Очевидно ведь сходство авангардных текстов с мифами о добывании.

 

«Герой пытается, но не может вернуться в прежнее состояние и получить в обладание артефакты, которые подверглись превращениям («12 стульев»). Обретение утраченного и упущенного достижимо только посредством превращения одних значимостей в другие».

Остап Бендер и «несчастный матрос»

Остап Бендер и «несчастный матрос»

В начале марта (я читала статью о сценарных версиях картины Александрова) в памяти промелькнул образ, созданный Владиком Мамышевым-Монро. 8 марта 2006 года состоялась премьера «Волги-Волги» Вот картинка, которую я тогда вырезала из киножурнала. И надолго «забыла» об этом перформансе.01(243)

 

14 марта

 

Муж прочитал заметку о теплоходе-призраке «Любовь Орлова», который в конце января, во время шторма в Атлантическом океане, сорвался с буксировочного троса, исчез со всех радаров, а 23 февраля был вдруг «услышан» у берегов Северной Ирландии. Муж рассказал мне об этом

 

15 марта

 

Я начала фантазировать, как 11, 12, 13, 14, 15 апреля 2013 года теплоход окажется в… Белфасте – месте рождения Титаника, смерть которого «нагло» спародирована (ладно – трикстерована) советскими авангардистами. Такая вот «кармическая» история.

 

 

16 марта, суббота

 

Добравшись до интернета, читаю про шторм и теплоход. Позвонила всем – ведь удивительный случай. Синхронистический круг.

 

20 марта

 

Опять большое мероприятие по Титанику. Обратившись к Насте (она ещё не знает!), я рассказала про «Любовь Орлову». Позже вдруг упомянула об утопленниках 1912 года (Н. Сапунове, Г. Гейме, герое «Приговора» Ф. Кафки, приговорённом собственным отцом к «казни водой», — в финале сын топится).

 

21 марта (одно из моих чисел, перевёртыш «12»)

 

Между 11 и 12 часами печатаю текст об Андерсене. Вдруг одна коллега сообщает интернет-новость: В субботу 16 МАРТА, на Бали, в бассейне глубиной меньше метра, УТОНУЛ ВЛАД МАМЫШЕВМОНРО.

 

Потрясённая, осознаю: ведь накануне мероприятия по Титанику, 19 марта, я провела беседу, посвящённую Мэрилин Монро. К беседе я дописала-таки статью про неё как Ундину, а муж сделал презентацию, в которой ММ плещется в водах больших и малых. Финальный кадр – потрошёная русалка. 21 же марта, в 11 часу вечера, включаем телевизор и вот что видим на экране…

«Гарри Поттер и кубок огня»

«Гарри Поттер и кубок огня»

Муж берёт газету и обнаруживает, что 23 марта будут показывать… «Титаник» Кэмерона (канал «Домашний»). Заодно припоминаю, что мы заказали по почте книгу Б. Лакомба «Ундина» — для мероприятия по детской книжной иллюстрации, назначенного на 06.04.13.

По сложившейся привычке вывожу «нумерологическую сумму» : 6+4+1+3=14.

 

23 марта

 

«Титаник» почему-то не показали.

 

25 марта

 

Сегодня — беседа об иллюстрациях М. Добужинского к сказке Ю. Олеши «Три толстяка». Листая давно приготовленные материалы, обнаруживаю среди стихотворений художника, посвящённых Софье Толстой, текст под названием… «Ундина». Sic!

 

Муж читает в газете (приобретённой в субботу 16 марта) новость: австралийский бизнесмен Клив Палмер на пресс-конференции в Нью-Йорке представил чертежи «Титаника-2».

Вместе смотрим дату и номер выпуска газеты – 13 марта 2013 года, номер 11!

 

 

27 марта

 

Уточняем: «Ундину» Лакомба мы заказали — 14 марта 2013 года, в 12.13…6

 

Размышляю о трагическом трикстере Владике.

 

О затонувшем сумасшедшем корабле ленинградского андеграунда конца 80-начала 90-х (Тимуре Новикове, Сергее Курёхине).

 

О пророческих словах маленькой девочки, сказанных Владику: «Дядя, а на себе показывать нельзя».

 

О некой реальности, в которой я, получив все эти знаки, плотно уложенные в сигнальные «титаниковые» числа, звоню Владику и советую ему не плавать с 10 по 21 (перевёрнутое 12) марта 2013 года.

Пока теплоход «Любовь Орлова» бродит по «межпланетному омуту».

 

Пока сила Ундин не пошла на убыль.

 

Но, может, Владику суждено было стать последней Офелией?

 

Художница Ольга Тобрелутс рассказывает, как Тимур Новиков познакомился с Владиком: «Он ехал на велосипеде по ночному Невскому и вдруг увидел молодого человека в белом платье, туфлях на шпильках и с верёвкой на шее, к которой был привязан кирпич. Тимур заговорил с ним, и оказалось, что Влад шёл к реке, чтобы покончить жизнь самоубийством. Тимур его отговорил».

В предсмертном спектакле «Полоний» (по мотивам шекспировского «Гамлета»)

В предсмертном спектакле «Полоний»
(по мотивам шекспировского «Гамлета»)

Близится новое 11 апреля – мероприятие о «чёрном списке» Гашека, о Первой мировой войне и Сисси, насмерть раненой в сердце.

 

*Инструментальная пьеса петербургской группы «Оазис Ю».

 

 

 

Послесловие 1

 

1 апреля 2013 года раздаётся звонок. Продолжение беседы о Титанике заказывают на понедельник 15 АПРЕЛЯ. Муж спрашивает: «А 15 апреля 1912 года — уж не понедельник ли?» Проверяю – да, понедельник. Волнительно.

 

6 апреля купила на распродаже журнал, а в нём — статья про новую Эру.

 

Астрологи уверены: «Великий переход» происходит именно сейчас, в день весеннего равноденствия 20 марта 2013 года. Мы находимся на границе эпох: эры Рыб, начавшейся с приходом Христа, и эры Водолея. Рыбы – водный знак, его энергетику связывают с ЖЕРТВЕННОСТЬЮ, борьбой, эмоциями.

 

И вот я опять думаю о Блоке. О его — «Есть ещё Океан».

Все рыбки – в Нём.

 

Послесловие 2

 

10 апреля, с целью отвлечься от Синхрона, смотрю в интернете картины шведского художника Йона Бауэра. В 2011 году я купила книгу «Среди эльфов и троллей» — так назывался альманах сказок, который ежегодно выходил к Рождеству с 1907 по 1915 гг. Зная работы Бауэра до этого и периодически возвращаясь к его образам «на досуге», я почему-то никогда не интересовалась его биографией.

И вдруг – увидела этот снимок.

 

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

На нём запечатлена жена художника – Эстер, напомнившая мне одну из его сказочных принцесс, заворожённо глядящих в глубокую воду. Я узнала, что детство Йона было омрачено смертью (в 13-летнем возрасте) его любимой сестры Анны.

 

В 1918 у Бауэра начались семейные неурядицы и депрессии. Вместе с женой и трёхлетним сыном он решил отправиться в Стокгольм через озеро Веттерн 20 ноября 1918 года. Во время шторма паром затонул. 36-летний Бауэр и его семья погибли.

10

 

Теперь они в гостях у Морского Царя, среди красоты подводной жизни. Посмотрите на Агнету – она очень похожа на Эстер.

 II.           Синхрон имени Владика и Анна-Мария Боргезе

 

В конце апреля я собирала материалы об утопленнике Владике Мамышеве-Монро, Тимуре Новикове и Сергее Курёхине – им посвящена фликерская акция «Балет трёх неразлучников», которая состоится  в рамках Ночи в музее 18 мая 2013 года. Главное – мы покажем фильм «Господин оформитель» — многолетний талисман нашего клуба, действующего с 2004 года.

 

В поисках информации о старых и новых выставках попала на сайт Cultobzor. Оказывается, до 14 апреля в московском Музее Современного искусства проходила ретроспектива произведений Новикова. Дело случая, что я, прочитав об этом и просмотрев картины Тимура, не закрыла сайт, привлечённая вот какой информацией: на площадке Фонда культуры «Екатерина» открылась выставка фотографий княгини Анны-Марии Боргезе.

 

Скоро месяц как две «картинки»– «Мраморное море. Путешествие в Турцию» (1898) со сновидным белым корабликом и «Джованинно. Полевой госпиталь» (1915-1916) – висят на стене комнаты, всегда перед глазами.

Накануне Настиного отъезда в Москву я попросила её сходить на выставку и приобрести для меня открытки, если они есть. В первых числах мая Настя купила мне каталог и параллельно «выложила» мою статью о Титанике (в ней, конечно, упомянуты знаменитые утопленники 1912 года Г. Гейм и Н. Сапунов).

 

7 мая Настя звонит и сообщает поразительный факт (из статьи О. Свибловой об Анне-Марии): княгиня Боргезе УТОНУЛА*. Я спросила, где? Настя: «Кажется, в озере Гарда». Изумляюсь: память подсказала, что в апрельском номере журнала «Harper`s Bazaar», впервые купленного после годичного перерыва, была заметка об этом озере (помимо материала о Сисси — героине мероприятия, проведенного нами 11 апреля).

 

Решила проверить – и точно. «Самое большое озеро Италии, воспетое Кафкой, Гёте и Диккенсом. Гарда со всех сторон окружено курортными городками. Lido Palace был построен в конце XIX века специально для Габсбургов». Sic!

Анна-Мария Боргезе. «Нора Бальцани. Озеро Гарда», 1907

Анна-Мария Боргезе.
«Нора Бальцани. Озеро Гарда», 1907

8 мая Google опять со-участвует в Синхроне, выдавая контаминации типа:

  1. «Красный дом – частная галерея живописи. Фотография княгини Анны-Марии Боргезе… Известный деятель российского современного искусства Владислав Мамышев-Монро утонул на Бали».
  2. 18.03.2013 00:01:00. Княгиня с фотоаппаратом и Полоний с лицом Мамышева-Монро. продолжается VIII биеннале «Мода и стиль в фотографии».
    Влад на Бали

    Влад на Бали

    Между двумя событиями нет никакой связи, кроме совместного (временного) нахождения в выставочном пространстве. Но, оказывается, связь есть – вечная. В пространстве «Океана».

     

    *25 ноября 1924 года – «нелепая случайность».

    III.           «Ударим автопробегом»

    Мой муж умеет ускорять Синхроны двумя способами:

    1. задаёт вопрос, а я ищу ответ. Результат сводит вместе «разлучённые» синхронистические «частицы». Процедура кристаллизует Синхрон, подверженный солипсизму.
    2.  Делая для меня презентации, отказывается открывать зрителю все ходы.

     

    Так, в немой фильме про Титаник, «Любовь Орлову» и Владика — муж почему-то исключил картинки про солнечное затмение и 1912 год, а также «кадры», соотносящие «Титаник» и «12 стульев». Я убедила сделать ещё одну фильму — астрологическую (черные солнце, луна, утопленник Сапунов, 1914 год). Первая презентация сопровождается увертюрой И. Дунаевского («Дети капитана Гранта»), вторая – декадентским романсом «Молчи, грусть, молчи» из фильма с участием Веры Холодной и двумя титрами из него же. (Давно мечтала использовать эти название и «песеньку»). История про Титаник и «12 стульев» осталась не «экранизированной».

     

    20 апреля муж звонит – рассказывает: включает телевизор, а там — «12 стульев» (за последние 2 недели энный раз). Сцена на пароходе, знаемая как будто наизусть. Остап и Киса потрошат стул, находят деревянный ящичек, а в нём вместо сокровища лежит пластинка с надписью: «Мистер Гамбсъ, этимъ полукресломъ начинаетъ новую партiю мебелi. 1865 г. Санктъ-Петербургъ» (цитируется по книге — Часть 3. Гл. 36).

    Киса в страшном отчаянии, а Остап ВДРУГ говорит: «МОЛЧИ, ГРУСТЬ, МОЛЧИ!». Муж потрясён, он, как и я, совершенно не помнил этой детали. Синхрон-таки настиг его — в форме экранизации, презентации открытой ещё год назад связи Титаника и романа Ильфа-Петрова.

     

    8 мая Синхрон углубился в неожиданном, на первый взгляд, направлении. Строго говоря, всё началось рано утром, когда в ожидании автобуса я увидела в киоске Роспечати модель ретро-автомобиля и пошутила: «надо купить эту игрушку – в честь Гэтсби или Господина оформителя».

     

    Настя, рассказывая мне об Анне-Марии, упомянула интересный факт – князь Сципион Боргезе* побывал в Омске во время легендарного автопробега 1907 года «Пекин-Париж». Я решила почитать о ралли, нашла много фотографий.

    князь Сципион Боргезе. Автопробег «Пекин-Париж», 1907

    князь Сципион Боргезе.
    Автопробег «Пекин-Париж», 1907

    Когда заметка о княгине и Владике Мамышеве-Монро была дописана, муж задаёт мне вопрос: «посмотри, не связан ли этот автопробег с тем, что описан в романе «Золотой телёнок»? Я ответила: «ну, это было бы уже чересчур», однако решила проверить. Результат поисков ошеломил нас обоих: процитирую репортаж корреспондента НТВ Анны Пейчевой (о юбилейном пробеге в июле 2007 года): «Автопробег проходит под лозунгом «В память Боргезе». 100 лет назад жил такой всемирно известный гонщик. Гонщика прекрасно ЗНАЛИ Ильф и Петров».

     

    Вот она – древняя мана. Иначе — крайне сильное впечатление. Все активные точки синхронистического поля, активного в течение года (весна 2012 – весна 2013), сегодня сошлись.

     

    По Юнгу, самая «активная точка» вроде «машины» способной создавать заряды высокой энергии.

     

    В данном случае «архетип» — активаторТитаник.

     

    *Князь Боргезе, самый бесстрашный человек своего времени, не смог перенести гибель Анны-Марии. Через три года (в 1927 году) он умер во Флоренции.

     

                                                                                         11 мая 2013 года

     

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.