Лео как Мана (Леонардо Ди Каприо и его экранный архетип).

<Любовно-ироническая записка>

Леоманам посвящается

Лишь лёгкое, чуть заметное колыхание на поверхности позволяло угадывать ток воды, что вливалась в бассейн с одного конца и уходила с другого. И, покачиваясь на этих игрушечных волнах, медленно плыл надувной матрас с грузом. Малейший ветерок, едва рябивший воду, отклонял этот случайный груз от его случайного направления. Порой на его пути попадалась кучка опавших листьев, и, столкнувшись с нею, матрас начинал кружиться на одном месте, точно ножкой циркуля прочерчивая в воде тонкий алый круг.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби

 

I.

Лео и Пламень

Леонардо в объективе Энни Лейбовиц

Леонардо в объективе Энни Лейбовиц

Люблю этот снимок. Подписано — Принц. Это Леонардо до «Титаника». Яростный и пламенеющий. Помните его походку в «Полном затмении»? Как он выжигает сверхчеловеческой энергией все преграды — на пути к Океану? «Гори, гори, его звезда», — молились все на очередного Джимми Дина. После «Титаника» иконография Леонардо достигла масштабов новой мировой ереси, а в одном киношном журнале опубликовали следующий любовно-ироничный перифраз, который я до сих пор, нет-нет, да и цитирую:

Когда был Лео маленький,

С кудрявой головой,

Катался он в «Титанике»

По горке ледяной.

 

Назло всем Леонардо во славе страшно изменил облик. Перипетии жизни и творчества актёра широко известны, я здесь выскажусь в своей манере об одном очень странном обстоятельстве, уловленном многими, но остающемся полной загадкой. Речь идёт об экранном архетипе Утопленника. Не о проекции, не о двойнике, не о разных ролях, а о единой, одной и той же Роли; о Существе, которое я и зову «Лео». Решение актёра уйти с экрана прочь продиктовано желанием освободиться от «мунгу» (К. Г. Юнг), преследующего Леонардо.

 

«Утонул» его Персонаж ещё до «Титаника». Баз Лурман в фильме «Ромео+Джульетта» (1996) придумал поместить шекспировских героев в бассейн. Воронка воды их «судьбы злосчастной» расширяется от аквариума (картинка №1) до Океана (картинка №2). Картинка №3, если смотреть глубже, показывает нам будущие Тени шекспировской пары, («стоит им обернуться», как советуют Клейст и Мурнау) — Розу и Джека. Круги, фликеруя, расходятся по воде. На фабрике выпускают двойников.

Словом, Титаник предвосхищён. Леонардо похищен.

1.Рыбка по имени Лео

1. Рыбка по имени Лео

2.Мелюзина здесь – Он.

2. Мелюзина здесь – Он.

3.Поцелуй Лео-Ромео.  (И грёза Джека Доусона)

3. Поцелуй Лео-Ромео.
(И грёза Джека Доусона)

Баз будто заклял актёра водой. И ведь всё разыграно строго по тексту:

 

Акт III, сцена V

 

Джульетта.

О боже, у меня недобрый глаз!

Ты показался мне отсюда, сверху,

Опущенным на гробовое дно

И, если верить глазу,

Страшно бледным.

 

Ромео.

Печаль нас пожирает, и она

Пьёт нашу кровь. Ты тоже

Ведь бледна.

Прощай, прощай!

(Уходит).

 

Джульетта с пресловутого балкона смотрит на подтопленное лицо Ромео – оптический прибор умножения призрака. И вот уже Роза смотрит на льдистый лик Джека Доусона, медленно погружающегося в воды Атлантики. Между фильмами нет никакой связи.

titanic Leo

 

Так рождается Он. Лео. Приманка для синефила. Мана.

Иногда мне всерьёз кажется, что в результате титаниковой трансмутации, начавшейся двумя годами ранее, из горнила вышел кто-то совершенно Иной. С медлительной мощью страстей. Кому-то Он кажется «холодным, как айсберг в океане» – по сравнению с юношей Леонардо.

 

В первых кадрах «Начала» Нолана архетипический Лео на берег выброшен сновидный, в финале фильма он «тонет» в авто. И лицо – то.5

 

 

А вот кадр из фильма «Дж. Эдгар». 6

 

«Великий Гэтсби» База Лурмана (смотрите эпиграф, читайте роман) замыкает КРУГ. Снова БАССЕЙН – священный водоём, римские термы ревущих двадцатых, своеобразный Стоунхендж, вывернутый КУПОЛ ТИТАНИКА. Смерть героя — согласно первоисточнику.

7

 

Здравому смыслу, конечно, претит видеть в происходящем чей-то злой умысел или замысел свыше, но, как я всегда говорю в таких случаях: всё это – кино. То есть – всё возможно.

 

II.

Лео и Лёд

8

Этот снимок в 1912, титаниковом, году сделал выдающийся австралийский фотограф Фрэнк Харли, который с 1911 по 1916 годы участвовал в двух Антарктических экспедициях. В 1917-м он отправился на фронт и во время третьего сражения на Ипре фотографировал тяжелейшие бои. Какой контраст по сравнению с невыносимой белизной ледяного бытия!

Энни Лейбовиц разгадала секрет Лео?

Энни Лейбовиц разгадала секрет Лео?

Глядя на такого Лео, я думаю о маленьком Гэтсби – солдатике Первой мировой. Об опавших могильных листьях, кружащих по воде. «Подтопленное» тело романного магнатика сгниёт в земле, но другое, киношное, о котором я тут силюсь сказать, отбросив очередную тень от «материнской» Тени, продолжит быть в зиме обетованной, где нет земли, — пластов, пропитанных кровью и сдобренных человеческим мясом.

 

Конечно, я думаю о синем Джеке Доусоне (образ метафизический). О его следующей жизни в Царстве айсбергов.

 

Лео смотрит на нас с выражением Кая, которому удалось сложить из кристаллов Льда слово «Вечность».

«Кай» (фото Ф.Харли)

«Кай» (фото Ф.Харли)

Об актёрах кино пишут много, ещё больше судачат. Мало размышляют об обмене тел и душ, о подмене. О странностях процесса взросления тех, кто вроде бы реален, а на самом деле экранен.

 

Водные процедуры закалили архетипическое тело Лео. Горячечного юноши давно нет. А кто же есть?

 

Необходимость «охлаждения» постиг Джон Китс. Механизм — Уоллес Стивенс. Чтобы ответить на вопрос, воспользуюсь его определением.

 

Есть Snow Man.

 

И Он — один.

 

Ставлю точку, чтобы «остановить Титаник мысли» (И. Бродский)

Фотография Ф. Харли (1915)

Фотография Ф. Харли (1915)

15-16 мая 2013 года

 

 

 

2 comments for “Лео как Мана (Леонардо Ди Каприо и его экранный архетип).

  1. Алина Ломова
    29.05.2013 at 15:58

    Спасибо за статью! Благодаря ей взахлеб посмотрела и «Ромео + Джульетту», и, неожиданно, — «Пляж», который хоть и выбивается из этой линии, но тоже местами силится потопить Лео.

    И два сюжета — «Ромео…» и «…Гэтсби» — у меня вдруг схлопнулись в один: Ромео покидает Верону, но Джульетта не «убивает» себя, а выходит замуж. Ромео возвращается через 5 лет, и происходит история, описанная в «…Гэтсби» :-)

  2. 14.11.2013 at 16:56

    Всё таки Леонардо ДиКаприо не стал заложником одной роли, как многие это предрекали. Он очень многосторонний и характерный актёр, взять хотя бы Великого Гэтсби и Отступников — отличное кино!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.