Всем «Шинелям» «Шинель».

 

«Мне думается, что в гамме мировых мер есть такая точка, где переходят одно в другое воображение и знания, точка, которая достигается уменьшением крупных величин и увеличением малых: точка искусства».

В. Набоков

 

Будучи зрителем этой печальной сказки в постановке воронежцев – кукольников мирового уровня (Воронежский государственный театр кукол «Шут» имени В.А. Вольховского), понимаешь, что эта история, если и предназначена для театра, то только для театра кукол.

Немецкий романтик Генрих фон Клейст справедливо полагал, что кукла свободна от «жеманства», которое неизбежно присуще актёру из плоти и крови; ей нет нужды очаровывать зрителя, она самодостаточна и идеальна.

По Клейсту, на одном полюсе мироздания находится марионетка, на другом – Бог. Тело куклы, не обладающее сознанием, способно передать гармонию и грацию Того, Кто обладает сознанием бесконечным.

 

«Шинель» кукольная очищена от чуждых ей социологических обертонов, она наконец показана зрителю как притча о душе, которой холодно в мире.

Акакий Акакиевич – словно маленький драгоценный хрупкий «свёрток» в руках большой куклы-человека.

Его морщины теплы, к ним хочется прикоснуться.

Театр кукол действует не только через визуальные, но и через тактильные ощущения: человек сливается с куклой, уподобляется ей (для этого актёры надели одинаковые маски и фраки).

Воронежцы, читая Гоголя тонко и точно, отдают должное и его знаменитой гиперболе – например, нарочито бутафорские бюсты подлунных красавиц, будто сбежавших с барочного маскерада –выглядят фантасмагорически, а не «сатирически».

 

Кукольность позволяет, напрочь забывая (и избывая) социальное, сконцентрироваться на  деталях (снова — тактильность) – маленькие галошки, огромные грозящие «кулаки».

 

Никакого реализма. Ведь всё происходит как бы в Петербурге, то есть в  Шинели всех шинелей, необъятной, охватывающей маленькую сцену: это не просто декор. Это — пещера-утроба. Очень хочется сказать спасибо воронежцам, которые вернули зрителю архаический подтекст «Шинели» и показали настоящего Гоголя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.