С корабля на корабль

(август 2012 – август 2013)1

2012

Прошлый август. Помните его? Месяц фантастических гроз. А началось всё гораздо раньше. С моего увлечения электричеством, молниями. В апреле 2012-го прочла роман сербского писателя В. Пиштало «Никола Тесла».

Мысль о квантовом прыжке Титаника терзала меня денно и нощно, я искала по крупицам информацию об инженерах-электриках, погибших вместе с кораблём. Спасшиеся пассажиры якобы видели, как Титаник просиял под водой всеми огнями и затем погас.

Когда в один из июльских дней в музее случилось короткое замыкание, коллеги показали мне, какое на дворе число – 12-ое 2012-ого. Все они оказались вовлечёнными в этот сюжет. Процитирую одну из реплик: «Это проделки Джокера».

Вечером 13-ого отец читает газету «Четверг»: на стр. 20 – две заметки: «Конец света заменили на аварию и жару» и «Титаник угодил в воронку времени?». Глянула, а номер-то датирован 12 июля.

Почему сейчас, а не в апреле, когда отмечали 100-летнюю годовщину гибели лайнера? Почему рассматривается «воронка времени», а не любой другой аспект — словно специально для меня, изучающей феномен квантового скачка, тоннельного перехода?

Вопрос «можно ли вызвать энергией мысли реальное / физическое событие?» я оставлю без ответа.

25 июля – читаю «Ладью Харона» П. Киньяра.

27 июля – утренние новости: в Египте нашли деревянную лодку, сделанную 5 тыс. лет назад.

2 августа в музей прибыла делегация сербских детей. После экскурсии мы разговорились, я упомянула роман о Тесле. Услышав имя автора, один мальчик, по виду самый старший, улыбнулся и сказал, что Пиштало учился в их школе.

Начало месяца было отмечено ещё двумя потрясениями. Первое — премьера фильма Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь: Возрождение». Второе – августовский номер «National Geographic», посвящённый Титанику. Я страстно мечтала о таком журнале в апреле, почти было отчаялась.

7 августа – в Омске супергроза. «Адская», как окрестила её наша пресса. Таких молний я ещё не видела.

Может ли это быть следствием синхронистического напряжения? До начала грозы – час экспрессивной  беседы по телефону. Может, это я тесланула небо?

Кажется, в эту ночь родилась идея выставки «Машина богов: история кинематографа».

10, 11, 12 августа 2012 года – выставка монтируется в пустом музее. Её разряды через три дня повлекут за собой полную перемену обстоятельств. Ох уж эта числовая матрица Титаника!

14 августа – открытие. Выставка получилась восхитительная, мой «престиж» – про Молнии, Джокеров, квантовые переходы.

Кадр из фильма К. Нолана «Престиж»

Кадр из фильма К. Нолана «Престиж»

15 августа достала старую заметку про Арто, Дурака и Висельника (см. Фликер-2). Новое явление Джокера посреди распадающейся действительности – уже не метафоры, а реальность. 15-ое, кстати, число Антонена Арто.

16 августа стою на остановке. Городское радио сообщает, что сегодня день рождения Джеймса Кэмерона. Что на солнце – трещина. По телевизору она напомнила мне улыбку нолановского Джокера. Все ждут бури. Дима подметил: «Солнце — как у Мурнау».

В ночь с 17 на 18 августа опять сильная гроза.

3

Фотография 1902 года

18-ого смотрим в музее «Господина оформителя» не по плану, а вдруг. Впервые остро переживаю появление в колоде карт Платона Андреевича джокера. Прежде как будто и не замечала. После фильма прочла стихотворение К. Фофанова, написанное им за 11 дней до смерти. В нём есть «моторы» и «молньепышущий лёт».

23 августа — опять молния. Фантасмагорическая (день-то был холодный). От соединения душ и тел?

26 августа – звонит отец: по TV показывают… «Титаник».

Сентябрьский номер журнала «NG» был о солнечных бурях.

Вдохновившись узнанным, я сочинила вот такой  конспект с послесловием.

1 сентября 1859 года

Ночь так глубока, а лондонцы готовят завтрак,

Приняв за утро Северное сияние, вызванное Супербурей.

Один пивовар-астроном поднялся по лестнице –

узреть в телескоп еженощную небесную сказку,

(отдохновение после делового дрождевого* дня),

но увидел – пятна на Солнце, а в них – вспышки света:

Супербелого, заставившего плясать стрелку магнитометра,

Подвешенного на шёлковой нитке в обсерватории Кью

Когда несколько электрических станций вышли из строя,

Телеграфисты из Бостона узнали, что их «музыка сфер»

будет вечной, даже если не заменить батарейки.

Весть о чуде полетела в другие штаты, осиянные Плазмой.

Бедняки же решили, что все города поглотил Огнь Конца

Вспомнил ли 33-летний пивовар Кэррингтон о Христе,

Рисуя первый космический комикс про Зубастиков:

рога, клешни, злые рожи и множество зенок?

Или викторианец догадался: вот — Ужас, которому

ни ученья, ни даже названия нет?

(*см. словарь В. И. Даля)

 

P.S.:

4

Солнце — Джокер

2013

 

10 августа будет ровно месяц, как я тружусь в другом музее. Когда в апреле прошлого года (в дни 100-летия гибельного путешествия Титаника) я познакомилась с Ольгой Викторовной Устиновой-Утковой, уход из университета (после 17 лет работы!) получил телеологическое обоснование.

Эта заметка никогда бы не увидела свет, если бы не одно удивительное обстоятельство: едва переступив порог нового места, я опять пережила шок Синхрона, попав с корабля на корабль.

7 июля в «Либеров-центре» должна была открыться выставка картин художника из Азова. Я пришла 10 июля и обнаружила, что вместо запланированной выставки готовится совершенно другая – коллажей В. Сафронова. Первое, что я увидела, – прислонённый к стене портрет моей (фликерской) М. Монро.

11 июля рассказываю коллегам о своих авторских проектах, включая «Текст Титаника» и вдруг:  «А вы видели коллаж Сафронова «Гибель Титаника», выполненный на стиральной доске?» Подчиняясь некоему Зову, я обретаю места, где могу вспоминать-вспоминать-вспоминать.

27 июля, на открытии выставки «Опоры мира» (в рамках III ежегодного конкурса фотографии, организованного советом молодежи ОАО «Россети») произошло ещё одно «совпадение». Год спустя, среди работ омских энергетиков, я вдруг обнаружила снимок моей (фликерской) супергрозы (7.08.2012) — «Яростный вечер». Когда прочла на этикетке имя автора (Олег Алимов), то поняла, что не ошиблась: накануне, столкнувшись с ним в фойе музея, я сразу его узнала — выпускника филфака, практически моего ровесника. «Да, это та самая гроза», — сказал мне Олег.

А с соседней стены на всех нас смотрел А. М. Сапельченко (автор портрета – О Л. Евсеев), озарённый светом лампочки, которую он держал в руке. «Тесла», — подумала я.

Титаник в глубинах памяти задрожал, замерцал океанической рыбой, и электрический круг замкнулся.  5

 

1 августа 2013 года

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.