Значки

«Orient Express» 

Кадр из фильма «Долгая помолвка»

Кадр из фильма «Долгая помолвка»

Мы уже уезжали множество раз, но этот раз –

последний.

Прощайте, кому мы дороги! поезд не ждёт, простимся

на ходу.

Эту сцену мы повторяли множество раз, но этот раз –

последний.

А, вы думали: мне не уйти? Смотрите же: иду. <…>

Поль Клодель. Баллада

Пер.  О. Седаковой

 

Когда Жан-Пьер Жене снимал трёхминутный фильм, посвящённый легендарному аромату Chanel №5, он неустанно думал о поезде, везущем Матильду «туда, не знаю куда», чтобы найти там того, кого все считают погибшим.

Иногда режиссёр мрачно шутит: «В прошлой жизни я погиб на Первой мировой».  Конечно, атмосфера рекламного ролика всем обязана «Долгой помолвке» и «мании Тоту», которая для Жене вроде персонального проводника в его прошлые жизни и смерти. Жан-Пьер, оказывается очень «давно придумал историю про ночной поезд». Они не могли не встретиться – Жене и «Восточный экспресс», «Синий поезд».б

Во время войны он перевозил солдат, а вагон под номером 2419, некогда ресторан, превратился в передвижной штаб генерала Фоша. Именно в нём в Компьенском лесу было подписано соглашение о перемирии. Спустя годы Адольф Гитлер, после оккупации Франции, приказал доставить вагон №2419 на станцию Ретон (в нём снова было заключено перемирие). Затем его выставили в Берлине на всеобщее обозрение. В 1945 году Гитлер распорядился взорвать символический вагон.

После войны легенда «прекрасной эпохи» вернулась, но это была уже совсем другая история. Жене воскрешает знак и унесённое ветром: его персонажи кажутся призрачными, сновидными, а по экрану промелькивают тревожные фликерские светотени.в

Одри Тоту сыграла загадочную молодую даму, путешествующую из Парижа в Стамбул. Она садится в ночной поезд, Он узнаёт её по аромату духов. Один вокзал их разлучает, другой — соединяет.

Без сомнения, Одри в этой роли продолжает оставаться Матильдой, у которой есть «ужасная тайна». Актриса рассказывает, что на время съёмок «Долгой помолвки» преобразилась в маленькую мрачную аутистку.

«Эта роль была очень болезненной. В финале голос за кадром произносит: «У Матильды – счастливый характер. Она решила, что, если эта нить (интуиция) не приведёт её к любимому, она всегда сможет на ней повеситься». Эта ужасная тайна живёт в ней каждую секунду. Мне она полгода рвала сердце. Я напрочь лишилась чувства юмора».

Режиссёр не скрывает: с самого начала он рассчитывал на «синдром Матильды», на дар Тоту подолгу не выходить из образа:

«Я был уверен, что мы с Одри снимем триптих. Так и вышло: «Амели» (снимая её, я уже думал о Матильде) «Долгая помолвка» и теперь «Chanel №5».г

Кадр, где по стене вагонного купе проплывает тень флакона, снят без помощи спецэффектов. Свисток ж/д стрелочника, паспорт героини, багажные бирки – весь реквизит продуман до мелочей».

Триптих Жене – трудно читаемый Текст IWW: все истории слишком тонко взаимодействуют друг с другом. Следуйте за Anima, за тенями прошлого, за ароматами прежней жизни, воскрешёнными  «тёмной памятью».д

15 августа 2013

Приложение

Долгая помолвка

Вот так мир! – девочки-хромоножки,

мужчины-ёжки с мёртвой рукой, ногой.

Сыщик  с простыни никельодеона.

Самые быстрые почтальоны.

Самые медленные поезда –

Они везут пингвинёнка Мати через елисейские поля,

Где – рыцарь шлюхи Д`Арк,

Чья-то голова вместо пня,

Призрак нерождённой дочки.

И горчичные кочки…

Спи, покатигорошек Мати!

Видишь маяк Манека:

с лестницей вверх?

Это не библиотека, не картотека –

в них надежды не живут,

а как мухи вокзальные мрут.

Ты же по кругу войну обойдёшь

и вход в Эдем найдёшь.

А там – божий одуванчик,

 живой мальчик.

Бьётся твое сердечко в его ладони,

как птица в рукавице…

Спи, мон пти Мати,

пёрышко, хаврошечка, малёк.

В одно ушко влезешь, в другое – вылезешь.

А там — Василёк.

Сыграй ему на трубе – лёгких не жалей:

о возвращении домой всех кораблей.

Дуди — не плачь,

Хромай вскачь —

на вечной помолвке детей!

 

2004, СПб.е

P.S.:

Символике романа С. Жапризо я посвятила большую статью ««Долгая помолвка» Себастьяна Жапризо как гримуар» (2010) и ещё доклад на Второй международной научной конференции «Авторское книготворчество в русской и зарубежной литературе: комплексный подход» (Омск, 12 – 14 мая 2010 года).

И книга, и экранизация мне очень дороги. Я счастлива, что вдохновила своих друзей и учеников читать роман, смотреть фильм, изучать историю Первой мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.