Хэппи-энд как неизбежность

В то время как патриотически настроенная российская общественность после выхода «Аватара» корила Кэмерона за активный плагиат у Стругацких, Снегова и ещё с десяток советских фантастов (в гипотетическую вину вменялось то, что он умудрился украсть все расхожие штампы), общественность зарубежная (степень патриотичности коей осталась вне обсуждения) указывала на излишнюю очевидность сюжетных параллелей с «Новым светом». Поскольку фильм Теренса Малика остался за чертой внимания подавляющего большинства аудитории, обеспечившей рекордные бокс-офисы «Аватара», в грандиозности творения Кэмерона мало кто посмел усомниться.

Оставив за скобками общую переоценённость «Аватара» (шаблонные персонажи, из которых самым ярким оказывается самый шаблонный, любовно выпиленный лобзиком из фанеры «тупой вояка» полковник Куоритч; противопоставленный обретённому раю Пандоры мир будущего, который не то что не прописан, но вовсе обозначен лишь парою фраз, создающих столь понимаемый и узнаваемый образ лишь ввиду его исключительной стандартности), следует признать, что какие-то обвинения в плагиате несправедливы, ведь, фактически, оба фильма построены на одних и тех же событиях, иллюстрируют начало колонизации европейцами североамериканского континента, а потому говорить о каких-то заимствованиях просто абсурдно.

Кэмерон, конечно же, уходит в сторону от оригинальной истории, создавая, по сути дела, сказку по её мотивам (а какой ещё жанр мог быть воспринят целевой аудиторией фильма?), которой оттого должно простить ту же шаблонность сценария и персонажей. Этим же можно объяснить и откровенно искусственный хэппи-энд – надо не иметь, пожалуй, и мизерных знаний истории (а скорее её – современности), чтобы поверить ему. Не понимать, что через пару-тройку лет (пусть даже и световых) к Пандоре подойдёт несколько крейсеров, которые, отутюжив планету с орбиты, где их и расторукмактотистый Торук Макто не достанет, спустит десанты, которые в комфортных и стерильных условиях начнут разработку анобтаниума, после Югославии и Ливии – нельзя. По сути, «Аватар» отрабатывает также, как феерическая постановка Уэнсди и Пагсли Адамсов сотоварищи ко Дню благодарения в лагере скаутов – восстанавливают историческую справедливость уже тогда, когда она поросла быльём мифов. Но в этом и особенности жанра – сказки, – который не требует достоверности в деталях.

Совсем по-иному работает Малик, который, пересказывая реальную историю (насколько она известна), наполняет её ставшим к 2005 году уже классическим для его фильмов содержанием. И если сюжет не оставляет хэппи-энду пространства для манёвра (как не крути, самый грандиозный геноцид в истории цивилизации – не самая жизнеутверждающая тема), но наполняет его иной свет. И, что следует признать отдельно, после «Дней жатвы» и «Тонкой красной линии» (которые с «Новым светом» объединяются в трилогию ощущением мира, который, застигнутый человеческими страстями, ждёт, когда же они наконец оставят его в покое) – впервые Маликом утверждается знание не враждебности и чужести мира и миру, но неподдельного примирения с ним.

И это уже можно назвать хэппи-эндом. Ведь, как поётся в одной хорошей песне, «хэппи-энд неизбежен», и, несмотря на то, что всему приходит конец, ничего не кончается.The New World (2005) Directed by Terrence Malick Shown: The Susan Constant2

 

34

 

56

 

78

 

910

 

1112

 

1314

 

1516

 

17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.